Подростковый возраст – самый сложный период в жизни человека. Это время, когда все чувства обострены: если любишь, то со всей страстью; если ненавидишь, то со всей злостью; если дружишь – со всей душой. А потому любой конфликт, самое ничтожное недопонимание может обернуться настоящей душевной травмой для впечатлительного подростка. Вот почему подростковые стрессы – явление вполне обычное, практически обязательное.
Подростковый возраст – время, когда психика полностью меняется; это период, когда ребенок постепенно трансформируется во взрослого человека.
И если подросток переживает сильный стресс, у него мало шансов стать гармоничной, открытой и доброжелательной личностью. Последствием стрессового состояния станет какой –либо комплекс, неполноценности или замкнутости, или фобии. Ситуация насилия или столкновения с опасностью, несомненно, относятся к серьёзным причинам подросткового стресса.
Из-за сверхчувствительности и повышенной мнительности многие подростки безо всяких на то оснований начинают во всех своих неурядицах винить себя. Им кажется, что с ними что-то не так, поэтому и вокруг одни
неприятности.
Симптомы и признаки подросткового стресса
Стресс – опасное явление для подростка. А потому родители должны быть особенно внимательными к детям этого возраста, что бы предотвратить погружение подростка в стрессовое состояние или вовремя начать борьбу со стрессом. Однако, что бы начать бороться, надо сначала обнаружить стресс.
По каким симптомам можно догадаться, что подросток находится в состоянии стресса?
– замкнутость и одиночество – первыми признаками стресса является отдаление подростка от его сверстников и близких людей. Не хочет отвечать на телефонные звонки, не желает никого видеть. Причиной этого отдаления от людей зачастую бывает резко понижение самооценки, появление неуверенности в собственных силах, ощущение весь мир его не принимает.
– рассеянность внимания, забывчивость – подросток забывает, что было вчера, не замечает знакомых на улице, постоянно витает в облаках и не может ни на чем сосредоточиться. Родителям в этом случае нельзя ругать своего ребенка, надо его понять и постараться помочь, обратившись за помощью к психологу.
– утомлённое состояние – ребенок практически не спит, не ест или же наоборот активно «заедает своё горе» и целыми днями пребывает в сонном состоянии. В любом из этих случаев подросток угрюм, измучен, апатичен.
– циклическая смена настроения: от состояния беспредельной радости подросток тут же переходит в состояние глубокого расстройства.
– агрессия – его раздражают люди, интересующиеся его жизнью, выводят из себя любые мелочи.
– гиперактивность –подросток старается ни секунды не стоять на месте, не сидеть без дела, пытается отвлечься или забыться. Подросток панически боится, остановившись, вспомнить, «остаться наедине» с причиной своего стресса.
– признаком подросткового стресса, помимо уже упомянутого переедания, являются и другие вредные привычки: «поминутное» курение, частое распитие алкогольных напитков, ежедневный шопинг. Симптомы стресса, вызванного недовольством подростка собственной фигурой, является стремление похудеть.
Борьба со стрессом (подростковый возраст)
Родители должны помочь своему ребенку справиться со стрессом, так как самостоятельно подросток не в состоянии преодолеть психологический кризис.
Самым лёгким и при этом наиболее эффективным методом борьбы с подростковым стрессом является демонстрация безграничной любви и ласки, а так же проявление внимания и понимания со стороны родителей. Даже если, на первый взгляд, подросток не принимает заботу и внимание, но очень в них нуждается в трудную минуту.
Родителям необходимо высказывать доверие подростку. Не следует принимать за него решения, в каких – либо жизненных ситуациях, он уже совсем не ребенок и имеет право начать самостоятельно выстраивать свою жизнь.
Если ребенок перегружен внеурочной деятельностью, именно родителям следует убедить его выбрать что-то одно: или спортивную секцию, или урок в музыкальной школе. Иначе, подросток будет выбиваться из сил, стараясь во всем преуспеть, и в итоге погрузиться в стрессовой состояние.
Усугубить психологический кризис может стремление подростка скрыть от всех причину своего стресса. Родители должны убедить ребенка выговориться, выплеснуть накопившиеся отрицательные эмоции, поделиться своими страхами и переживаниями.
Родители не должны игнорировать успехи своего чада. Подростка раздражают похвалы, не нужно обращать внимание, причиной всему сложный возраст. На самом деле, каждое доброе слово доходит до его сознания и остаётся в памяти.
Родителям, нужно постараться убедить ребенка проще смотреть на жизнь, не зацикливаться на неудачах и временных трудностях, смело, с оптимизмом, с надеждой на лучшее идти вперед и не отчаиваться.
Тогда никакие стрессы не смогут его сломать!
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
- Говорить сыну/дочери: «Людям должно быть с тобой легко» – не бойтесь повторять это.
- Не расставайтесь с сыном/дочерью в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
- Внушайте сыну/дочери давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».
- В спорах с сыном/дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не, казалось, будто они вечно неправы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.
- Если у вас есть возможность дойти до колледжа вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
- Научитесь встречать ребенка после занятий. Не стоит первым задавать вопрос, «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задавать контрольные вопросы: «Что было интересного сегодня?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в колледже?».
- Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
- Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
- Радуйтесь успехам ребенка. Для того, чтобы процесс адаптации проходил менее болезненно, следует следить за тем, чтобы ваш ребенок:
- Соблюдал режим дня: ложился спать не позднее 23 часов, необходим 8- часовой сон.
- Правильно организовал свой быт, с меньшими затратами времени.
- Находился на свежем воздухе не менее 1 часа в день. Это улучшает самочувствие.
- Занимался физкультурой.
- Поддерживал свое здоровье, соблюдал личную гигиену.
- Учился больше работать самостоятельно.
- Поддерживайте постоянную связь с преподавателями, куратором.
Успехов Вам!
1. Говорите сыну или дочери: «Людям должно быть с тобою легко». Не бойтесь повторять это.
2. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Демонстрируйте доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
3. Будьте одновременно тверды и добры. Родитель не должен выступать в роли судьи.
4. Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражения «ты всегда….», «ты вообще…», «вечно ты…» Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.
5. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.
6. Поддерживайте ребенка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.
7. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь.
8. Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему самому заниматься своими делами.
9. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
10. Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».
11. Имейте мужество: изменение поведения требует практики и терпения.
Рекомендации родителям подростков
1. Имейте ясное представление о подростках. Старайтесь понять их мир. Принимайте их такими, какие они есть.
2. Осознавайте свои границы как взрослого. Вы можете оказывать определенное влияние на поведение подростка, но оно никогда не абсолютно. По мере роста детей авторитарная власть и дисциплинирование должны уступить место чему-то новому: заботе и поддержке, любви и терпимости на определенной дистанции.
3. Научитесь доверять молодежи и их способности выжить в мире. Зачастую они оказываются намного более приспособленными к жизни, чем это представляется взрослым. Слишком часто взрослые берут подростков в плен своих собственных страхов о мире. Они обращаются с ними как с хрупкими, несмышлеными существами, способными навредить себе своими действиями. В своем желании защитить молодежь они воздвигают ограничения, которые приносят больше вреда, чем пользы.
4. Объясняйте, что именно вы ждете от подростка. Ваши объяснения должны быть понятны ему, так же как и ваши побудительные мотивы. Подросткам также надо знать, какие последствия их ждут, если они решат не соблюдать эти правила. Важно дать возможность самим подросткам высказаться, что они думают по поводу установленных правил и последствий их нарушений.
5. Будьте честными в отношении своих чувств, потребностей и ограничений. Не бойтесь делиться с подростками своей неуверенностью в чем-либо. Они прекрасно чувствуют, когда другие избегают каких-то тем или не говорят правды. Им также необходимо видеть, что взрослые тоже имеют слабости и недостатки, которые они признают.
6. Действуйте разумно относительно различных «экспериментирований» подростков. Ваше спокойствие и понимание может свести проблему к минимуму. Откровенно поговорите с молодыми людьми о том, что вы чувствуете в ситуации, когда они ведут себя рискованно. Избегайте высказывать свое осуждение, лучше помогите им осознать, как употребление алкоголя, наркотиков и другие ситуации риска могут сказаться на их жизни. Не наказывайте подростков, если они обратились к вам за помощью. Помогите им найти способ изменить свою жизнь к лучшему.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
- Злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;
- Эскейп-реакции (уход из дома и т.п.);
- Самоизоляция от других людей и жизни;
- Резкое снижение повседневной активности;
- Изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
- Выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийством;
- Частое прослушивание траурной и печальной музыки;
- «Приведение дел в порядок» (урегулирование конфликтов, письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей);
- Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отделяющие от близких;
- Склонность к неоправданно рискованным поступкам;
- Посещение врача без очевидной необходимости;
- Нарушение дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе, на работе или службе;
- Расставание с дорогими вещами или деньгами;
- Приобретение средств для совершения суицида.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
- Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» – прямое сообщение, «Скоро все это закончится» – косвенное);
- Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям;
- Уверения в беспомощности и зависимости от других;
- Прощание;
- Сообщение о конкретном плане суицида;
- Самообвинения;
- Двойственная оценка значимых событий;
- Медленная, маловыразительная речь.
КОГНИТИВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
- Разрешающие установки относительно суицидального поведения;
- Негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;
- Представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить;
- Представление о мире как месте потерь и разочарований;
- Представление о будущем как бесперспективном, безнадежном;
- «Туннельное видение» – неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
- наличие суицидальных мыслей, намерений, планов.
Степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только неопределенные редкие мысли о самоубийстве («хорошо бы заснуть и не проснуться») или они постоянны, и уже оформилось намерение совершить самоубийство («я сделаю это, другого выхода нет») и появился конкретный план, который включает в себя решение о методе самоубийства, средствах, времени и месте. Чем обстоятельнее разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
- Амбивалентность по отношению к жизни;
- Безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;
- Переживание горя;
- Признаки депрессии: приступы паники, выраженная тревога, сниженная способность к концентрации внимания и воли, бессонница, умеренное употребление алкоголя и утрата испытывать удовольствие;
- Несвойственная агрессия или ненависть к себе: гнев, враждебность;
- Вина или ощущение неудачи, поражения;
- Чрезмерные опасения или страхи;
- Чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности;
- Рассеянность или растерянность;
СИТУАЦИОННЫЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
Любая ситуация, воспринимаемая человеком как кризис, может считаться ситуационным индикатором суицидального риска, например:
смерть любимого человека;
сексуальное насилие;
денежные долги;
раскаяние за совершенное предательство;
угроза тюремного заключения;
угроза физической расправы;
получение тяжелой инвалидности;
неизлечимая болезнь и связанное с ней ожидание смерти;
нервное расстройство;
шантаж;
сексуальная неудача;
измена или уход любимого человека;
ревность;
систематические избиения;
публичное унижение;
коллективная травля;
одиночество, тоска, усталость;
религиозные мотивы;
подражание кумиру и т.д.
Необходимо хорошо знать индивидуальные психофизиологические и социально-психологические особенности ребенка. Любое изменение в его поведении должно настораживать: стал ли он угрюм или замкнут или наоборот, излишне возбудим, является поводом для того, чтобы обратить на него внимание.
ПАМЯТКА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ, ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ
Проблема насилия в семье, жестокого обращения с ребенком является одной из самых тревожных среди социальных факторов, оказывающих влияние на рост социального сиротства, безнадзорности, беспризорности.
Жестокое обращение с детьми (насилие) – это поведение по отношению к ребенку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития.
Под жестоким обращением понимаются не только случаи физического и сексуального насилия или развращения, но также пренебрежение основными интересами и нуждами детей, то есть неудовлетворение их потребностей в пище, одежде, воспитании, образовании, медицинском помощи. Типичным примером жестокого отношения к малолетним детям относится оставление их без присмотра, что часто приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим тяжелым последствиям.
«Семейные» преступления, как правило, растянуты во времени и раскрываются лишь тогда, когда дети решаются на крайние меры: пытаются покончить с собой или убежать из дома.
Обычно дети скрывают эти страшные факты, потому что подсознательно считают себя виновными в происходящем и боятся презрения окружающих.
Жестокое обращение с детьми может иметь место не только в семье, но и в образовательных учреждениях.
Различают следующие основные формы насилия над детьми:
– эмоциональное (психологическое) насилие (брань, крики, обвинения в адрес ребенка, принижение его успехов, унижение его достоинства и т.д.);
– физическое насилие (действия (бездействие) со стороны родителей, законных представителей, в результате которых физическое, психическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения);
– сексуальное насилие, развращение (любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции, действия, способствующие развращению ребенка);
– отсутствие заботы о детях (невнимание к основным нуждам ребенка, потребности в еде, пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре).
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
Лица, которые могут обнаружить факты жестокого обращения с ребенком:
– медицинские работники;
– социальные работники;
– психологи;
– работники образовательных организаций;
– работники правоохранительных органов.
Зачастую жертвы насилия со стороны сверстников или иных лиц не говорят об этом никому, пытаясь решить проблему самостоятельно.
Ситуации, требующие внимания: стойкие отказы от посещения школы, потеря интереса к обучению, жалобы на здоровье, депрессивные состояния, замкнутость и отгороженность, уход в виртуальный мир компьютера, Интернет.
Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы:
– следы побоев, истязаний, другого физического воздействия, следы сексуального насилия (за совершение таких действий установлена уголовная ответственность);
– запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
– отсутствие нормальных условий проживания ребенка;
– систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка и т.д.
Если сотрудникам образовательной организации, медицинского учреждения стало известно хотя бы об одном из перечисленных признаков, то необходимо принять соответствующие меры в пределах компетенции (обследование условий жизни ребенка, уведомление органа опеки и попечительства, территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, территориальный отдел полиции).
Что делать ребенку в случаях, когда в отношении него совершается насилие?
Прежде всего надо помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются законом!
Любой ребенок может обратиться в правоохранительные органы. Если по каким-то причинам у несовершеннолетнего нет возможности пойти в милицию, надо обязательно обратиться к человеку, которому доверяешь: к родителям, к друзьям, к хорошо знакомым соседям, учителям, или позвонить по телефону доверия.
ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовольствия или выгоды.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Родители должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему:
- внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
- сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
- отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
- демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
- ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремится домой после школы;
- прогулы занятий в учреждении образования, внезапное изменение успеваемости.
Избежать насилия можно, но для этого необходимо помочь ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя»:
- Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
- Нельзя заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт, лес и другие нелюдные места.
- Нельзя садиться в чужую машину.
- Нельзя принимать от незнакомых людей подарки (конфеты, цветы, игрушки и др.) и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
- Нельзя задерживать на улице одному, особенно с наступлением темноты.
Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения! Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.
Если случилась беда, обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
Во всех областях республики и в г. Минске создана и функционирует служба «Экстренной психологической помощи» по «Телефонам доверия».
Помощь оказывается высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии бесплатно и анонимно.
Номера телефонов службы экстренной психологической помощи в Республике Беларусь
- Брестская область: г. Брест 80162 255727 (круглосуточно)
- Витебская область: г. Витебск 80212 616060 (круглосуточно)
- Гомельская область: г. Гомель 80232 315161 (круглосуточно)
- Гродненская область: 80152 39-83-31 (круглосуточно), 80152 39-83-28 (круглосуточно)
- Могилевская область: г. Могилев 80222 71-11-61(круглосуточно)
- г. Минск: для взрослых 8017 3524444 (круглосуточно), 8017 3044370 (круглосуточно)
- для детей8017 2630303 (круглосуточно), 8-801-100-1611 (круглосуточно) Республиканская «Детская телефонная линия»
Минская область: 8017 270-24-01 круглосуточно, 8029 899-04-01 круглосуточно