21.11.2024

Формирование гражданской ответственности и патриотизма

Направление и динамика развития общества напрямую определяются гражданской позицией общества, его духовно-ценностными ориентирами. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко неоднократно подчеркивал, что сегодня как никогда обществу нужны настоящие герои, патриоты родной земли.

Государство определяет общественную роль и социальную направленность воспитания, при этом особо отмечается ответственность руководителей образовательных учреждений и педагогических кадров всех уровней за развитие и воспитание детей и молодежи.

Гражданско-патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у детей и молодежи национального и гражданского самосознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов отечества. Гражданско-патриотическое воспитание опирается на базовую систему понятий:

– гражданственность – нравственная позиция, для которой характерны чувство долга и ответственности человека перед гражданским обществом;

– патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом; патриотизм включает в себя заботу об интересах Родины, ее исторических судьбах, готовность защищать ее от врагов, верность Родине, гордость за ее социальные и культурные достижения, уважение к ее истории, традициям и обычаям, родному языку, активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;

– национальное самосознание (идентичность) – чувство принадлежности к своей стране и народу, основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.

Формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания детей и учащейся молодежи на основе государственной идеологии – приоритетное направление идеологической и воспитательной работы с молодежью, и первостепенная задача в достижении цели воспитания – формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

В системе образования Республики Беларусь воспитательной работе с детьми и молодежью уделяется большое внимание. Обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые и компетентные личности, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, умеющие выбирать способы сотрудничества. Они должны отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны.

Отличительной чертой белорусского патриотизма является фокусировка на настоящем, что делает его основным связующим звеном между образами прошлого и будущего страны. Главными объединяющими белорусское общество факторами выступают место проживания, общие традиции, обычаи, менталитет, гражданство. Быть патриотом – значит любить Беларусь, жить и работать в своей стране для ее благополучия, ценить белорусскую культуру, а также уважать государственную символику Республики Беларусь.

В текущих условиях актуализируется особая необходимость обогащения воспитательной среды для формирования у детей и молодежи компетенций гражданственности и патриотизма, национального самосознания, основанного на патриотических ценностях: Родина (место рождения человека, страна, в которой он родился, культурно-историческая среда, созданная предками); Отечество (страна, государство, с которым личность связана системой отношений, регламентированных правами и обязанностями); семья, преемственность поколений, нация; государственность, государственный суверенитет Республики Беларусь; государственная символика Республики Беларусь (флаг, герб, гимн); историческая память, национально-культурная идентичность; национальная культура.

Государственной политикой в области профессионального образования закреплена приоритетность воспитательной работы. В связи с этим,
вопросы идеологической и воспитательной работы находятся в центре
внимания деятельности колледжа.
Направления идеологической и воспитательной работы:
– идейно-политическое воспитание;
– гражданско-патриотическое воспитание;
– национальное и интернациональное воспитание.
Система идеологической воспитательной работы в колледже осуществляется через работу с учащимися, родителями, педагогами, взаимодействие с социумом.

Основы идеологического и гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи формируются через использование государственной символики Республики Беларусь. В административных кабинетах, учебных аудиториях, в фойе учебного корпуса и общежития, актовом зале, библиотеке имеется государственная символика Республики Беларусь, символика города Минска.

В организации идеологической и воспитательной работы в колледже в качестве наглядной агитации идеологии белорусского государства служат материалы информационных стендов (стенгазеты, плакаты, информационные бюллетени, планы проводимых мероприятий и акций). Культурно-массовые мероприятия, посвященные государственным праздникам и памятным датам, начинаются Гимном Республики Беларусь.

Важно включать в работу по воспитанию гражданина мероприятия, приуроченные к государственным праздникам Республики Беларусь, знаменательным датам в жизни нашего народа, области, республики, которые позволяют не только расширить кругозор учащихся, но и воспитывать уважение к истории своего государства, героическим подвигам, трудовым традициям белорусского народа. Участие в праздновании знаменательных дат позволяет научить учащихся сопереживать событиям общественной жизни, формировать активную гражданскую позицию. Формированию гражданственности и патриотизма у учащейся молодежи во многом способствуют мероприятия, посвященные Дню учителя, Дню защитника Отечества, Дню воина-интернационалиста, Дню независимости, Дню Победы.

Важной составляющей системы гражданско-патриотического воспитания учащихся колледжа является участие в работе Музейной комнаты. Основная цель деятельности музея – воспитание гражданина, патриота, творческой личности средствами музейной педагогики; создание образовательной среды, способствующей повышению качества образования и воспитания. Музейная работа формирует у учащихся желание изучать историю Родины, историю своей семьи, свято хранить и бережно передавать из поколения в поколение глубокое уважение к ветеранам, что является фундаментом формирования высоконравственного гражданина, патриота своей страны.

Особая роль в гражданском становлении личности отводится первичной организации общественного объединения «БРСМ». Главная цель работы – объединение и сплочение в своих рядах инициативной и творческой молодежи, воспитание активной жизненной позиции. Члены первичной организации общественного объединения «БРСМ» являются активными участниками трудовых акций и общественно-полезных дел, координируют деятельность, участвуют в разработке и проведении мероприятий идейнопатриотической направленности. В основу планирования деятельности молодежных общественных организаций учащихся колледжа заложено проведение молодежных акций в поддержку государственной политики.