Рекомендации по взаимодействию с демонстративными
учащимися:
1. Практиковать мягкий режим взаимодействия, терпимый, чтобы не обострять негативные качества.
2. Вовлекать в спортивные занятия или мероприятия, связанные с художественной самодеятельностью, чтобы перевести энергетику в позитивное pyсло, потребность в борьбе за первенство в приемлемую форму.
3. Вовлекать в позитивные социальные группы с сильным лидером.
4. Не следует «выяснять отношения» в момент конфликта, лучше обсудить проблемы позже в спокойной обстановке. При этом желательно акцентировать внимание на проблеме и на возможности решить ее без особого эмоционального накала.
5. Подчеркивать ценность таких качеств, как скромность, сдержанность.
6. Желательно вместе с учащимися найти какую-то значимую цель, разбить на периоды срок исполнения,
расписать по времени задачи и контролировать исполнение.
Это, с одной стороны, поможет добиться поставленной цели, с другой стороны – приучит к упорядоченной работе.
Рекомендации по взаимодействию с гиперактивными
учащимися с истерическими реакциями:
1.Игнорировать истерические реакции.
2. Предупредить других, не обращать на учащегося внимание в момент истерики.
3. Хвалить позитивные поступки для закрепления стиля
поведения.
4. Не стремиться угодить.
5. Не обращать постоянного внимания на плохое поведение – это ему и надо (подсознательно).
6. Чаще давать понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
7. Занять учащегося таким видом деятельности, чтобы он смог и сумел своим трудом, а не поведением выделиться среди сверстников, т.к. у него есть неутолимая жажда признания.
8. Учащийся имеет высокий уровень притязаний, поэтому необходимо определить круг доступных притязаний.
9. Необходимо не попадать под их влияние и не позволять манипулировать собой.
10. Не критиковать личность учащегося в целом, а только его поступки. Замечания не эффективно делать постоянно. За несколько поступков – одно замечание или наказание.
11. Если учащийся осознал поступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.
12. Не позволять выполнять другое дело, пока не доведет до конца первое.
13.Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
14. Повышать самооценку, уверенность в себе.
Рекомендации по взаимодействию с замкнутыми учащимися:
1. Стремиться поддержать, оградить от насмешек.
2. Не призывать к совести, не читать морали.
3. Учитывать наличие страхов. Методом наблюдения определить тематику страхов, помочь преодолеть эту стену.
4. Смягчать общий эмоциональный дискомфорт, тревогу.
5. Стимулировать психическую активность, направленную на взаимодействие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке мероприятий).
6.Учитывать парадоксальность и непредсказуемость от
мышления до поступков и чувств.
7.Активизировать интерес к окружающим.
8.Повысить самооценку посредством привлечения внимания группы к данному человеку.
9.Отношения к учащемуся строить по методу: не навязывать поручения, но и не отвергать; давать ему почувствовать принадлежность к коллективу.
10.Следует интересоваться мелочами быта, самочувствием.
11.Хвалить за исполнительность, помогать в выборе занятий.
Рекомендации по взаимодействию с застенчивыми учащимися:
1.Направлять усилия на повышение самооценки, укреплять уверенность в себе, развить систему притязаний, раскрыть склонности и способности учащихся.
2.Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.
3.Исключить публичное обсуждение, если возможны негативные оценки.
4.Хвалить их самостоятельность.
5.Стимулировать личную ответственность, включая в
общественные, посильные дела.
6.Контролировать исподволь, относиться спокойно –
доброжелательно помогать в трудных ситуациях, какими в данном случае являются достижение цели, формирование активной позиции, налаживание контактов (со сверстниками и взрослыми).
7.Отношения с учащимися должны быть ровные, открытые. Учащиеся должны понимать ваши эмоции и чувства к ним. Негативизм относить к поступкам, а не к личности в целом. Учащиеся должны расставаться с Вами — успокоившись.
8. Если уровень притязаний учащегося завышен, помогите найти адекватный.
9. Будьте осторожны в передаче таким учащимся стрессовой информации.
10. Учащиеся такого типа нуждаются в советах по разным вопросам, но выраженных деликатно.
11. Следить за тем, чтобы нагрузка (учебная, производственная) была в разумных пределах, иногда можно позволять отвечать с места.
Рекомендации по взаимодействию с лидерами:
1.Общественные дела поручать не только лидерам, но и
изолированным.
2.Не делить учащихся на «хороших» и «плохих».
3. Воспитывать убеждение, что авторитет в коллективе отвечает лишь реальным делам.
4. Акцентировать внимание лидеров на дружеском и
доброжелательном отношении к другим членам группы.
5. Создать условия для осознания учащимися зависимости друг от друга, убеждения в значении взаимопомощи и т. п.
Рекомендации по взаимодействию с агрессивными учащимися:
1. Помнить, что запрет и повышение голоса – самые
неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность учащегося будет снята.
2.Показывать учащемуся личный пример эффективного
поведения. Не допускать при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах.
3. Никогда не позволять себе оскорблять их, в диалоге не использовать жаргонные слова – это не даст им права оскорблять Вас и демонстрировать в поведении все, на что они способны.
4. Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше держаться несколько дистанцированно.
5.В открытую не бороться, т. к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности учащихся, их бурные реакции.
6.Останавливать учащегося спокойно, с невозмутимым лицом, действовать при минимуме слов.
7.Обсуждать поведение учащегося только после его успокоения.
8. Выяснить, как возникает агрессивное поведение, и каково возможное решение. «(Имя) …, ты расстроился, потому что… Ты можешь переживать, но не имеешь права обсуждать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при (том ни на кого не нападать?». Предлагать что-то свое только в дополнение к сказанному.
9. Пусть за что-то отвечает в группе, в колледже.
10. Нельзя угрожать или шантажировать их, т.к. в какой-то момент это перестает действовать, и вы будете неубедительны и бессильны.
Рекомендации по взаимодействию с неуспевающими
учащимися:
1.Выяснить причины стойкой неуспеваемости учащегося.
2.Оказание помощи в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума материала для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).
3.Дополнительное инструктирование в ходе учебной
деятельности.
4.Задавание наводящих вопросов, помогающих последовательно излагать материал.
5.При опросе создаются специальные ситуации успеха.
6.Периодически проверяются усвоение материала по темам уроков, на которых учащийся отсутствовал по той или иной причине.
7.В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
Рекомендации по взаимодействию с конфликтными учащимися:
1.Сдерживать стремление учащегося провоцировать ссоры с другими.
2. Не стремиться прекратить ссору, обвинив другого учащегося в ее возникновении и защищая своего. Стараться объективно разобраться в причинах ее возникновения.
3. После конфликта обговорить с учащимся причины его возникновения, определить его неправильные действия, которые привели к конфликту.
4. Не обсуждать при учащемся проблемы его поведения.
5. Не всегда следует вмешиваться в ссоры учащихся. Иногда лучше понаблюдать за конфликтом, так как учащиеся сами смогут найти общий язык.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
- Необходимо, чтобы взрослые увидели, насколько важна для старшего подростка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку.
- Вы должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником.
- Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося) могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребенка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным. В ваших силах помочь ему справиться с трудностями в учебе. Для этого, прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся.
- Необходимо вместе с учащимися проанализировать их ошибки, сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнить, каким условиям должны отвечать письменные и устные работы, рефераты, доклады. При необходимости провести индивидуальные консультации.
- Нередко встречающаяся проблема — ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного школьного обучения. Безусловно, учащимся необходима передышка. Однако есть большая опасность, что основательно «расслабившись» учащийся может потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к экзаменам. Юношам и девушкам необходимо объяснить, приводя разумные и аргументированные требования, что хорошая учеба – это их залог при построении их профессионального будущего.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО АДАПТАЦИИ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ К СОЦИАЛЬНЫМ НОРМАМ
Акцентуация характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены.
Тип акцентуации: АСТЕНИЧЕСКИЙ (АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ) ТИП.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии (повышенному вниманию к своему здоровью). С детства характерны признаки невропатии (капризность, ночные страхи, заикание), повышенная утомляемость, раздражительность. Такие дети раздражаются по любому поводу, но потом быстро раскаиваются. Дети с такой акцентуацией плохо переносят поездки в общественном транспорте, быстро устают от компании. Они не стремятся к близким отношениям из-за своей пугливости и неуверенности в себе, не проявляют инициативы. Круг друзей у них ограничен, прежде всего, из-за их внезапной раздражительности и частых «капризов».
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:
- неприязнь и немотивированные вспышки гнева в отношениях со сверстниками и взрослыми;
- пугливость, раздражительность, капризность, тревожность, уныние, страхи, ипохондрия;
- склонность к депрессии, повышенная раздражительность, плаксивость, пугливость;
- отказ от борьбы с возникающими преградами, трудностями;
- крайне болезненная реакция на шутку в свой адрес.
КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ (/ОГРАНИЧИТЬ):
- привлечение к труду, связанному со значительными физическими нагрузками;
- воспитание по типу «кумир семьи»;
- несдержанность, грубость речи в адрес подростка;
- недопустимо воспитание в тревожной атмосфере;
- не настаивать на участии в спортивных соревнованиях, обстановка которых может оказаться невыносимой;
- преподавателям воздержаться от активной работы с учениками этого типа ежедневно на первом и последнем уроках, а также на протяжении всей последней четверти учебного года;
- не задавать в классе неожиданных вопросов;
- не требовать ответов без предварительной подготовки;
- не допускать негативного сравнения с более успевающими одноклассниками;
- не давать противоречивых требований;
- не создавать условий эмоционального отвержения
- исключить систематические высказывания сомнений в способностях подростка, так как это может крайне отрицательно сказаться на дальнейшем формировании его личности;
РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
- оценку деятельности давать индивидуально, акцентируя внимание на положительных моментах, аргументировано;
- основное в позиции педагога – это терпение и искреннее сочувствие;
- учитывать то, что психофизиологическому состоянию у астеников присущи цикличность в течение суток, недели, четверти;
- использование для интенсивной учебной работы периодов подъема (2-3 урок, начало недели, начало и середина четверти);
- доброжелательность, позиция снисходительности к промахам и неудачам;
- акцентирование внимания на успех, доброжелательность и спокойствие при общении с ним, недопустимы насмешки;
- предоставление возможности для отдыха в период утомления;
- задания на уроках не должны содержать неверных решений, сложные задания следует разбивать на части;
- малейшие успехи необходимо замечать и поддерживать;
- следует создавать такие педагогические ситуации, где он мог бы проявить смелость, уверенность;
- бывает оправданным и незначительное завышение оценки для того, чтобы вселить уверенность в возможности успешного усвоения конкретной дисциплины;
- давать поручения, не связанные с долгосрочной ответственностью, длительностью и утомительностью.
Тип акцентуации: ВОЗБУДИМЫЙ (НЕУРАВНОВЕШЕННЫЙ) ТИП.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: Главными чертами этого типа являются склонность к дисфории (пониженному настроению с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, склонностью к агрессии) и тесно связанной с ней аффективной взрывчатостью. Характерна также напряженность инстинктивной сферы, достигающая в отдельных случаях аномалии влечений. В интеллектуальной сфере обычно наблюдается вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всю психику. Возбудимый подросток начинает бороться за «благополучные оценки» самыми разными способами; от заискивания перед преподавателем до яростных, тяжелых конфликтов с ним.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:
дисциплинированность, аккуратность, тщательность, бережливость (часто переходящие в излишний педантизм), надежность (всегда выполняет свои обещания), пунктуальность, внимание к своему здоровью.
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:
- озлоблен, раздражителен, конфликтен, склонен к агрессии, ревнив, эгоцентричен, жесток, склонен к садизму, к кражам, пьянству, дракам, азартным играм;
- нарастающе-раздражителен, ищет объект, на котором можно сорвать зло, активен, гневлив, конфликтный, распущенный, демонстративно ведущий себя в общественных местах;
- особо склонен к сексуальным преступлениям, крайне ревнив.
- мстительность;
- суицидальные демонстрации;
- садистские наклонности: муки животных, избиения младших, издевательства над беспомощными;
КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ (/ОГРАНИЧИТЬ):
- заискивания перед учителями с целью получения лучших оценок – потворство учителей его капризам;
- любые провоцирования конфликтов;
- воспитание в условиях жестких взаимоотношений, сочетаемых с эмоциональным отвержением;
- лидерство в компании (диктующий всем выгоду для себя);
РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
- у возбудимых детей происходит падение мотивации к учебной деятельности в сочетании с высокими претензиями к своим оценкам, поэтому учителям необходимо давать возможность ученику действительно заработать хорошую оценку;
- для защиты от тирании подростка, стремящегося к власти, своевременное предупреждение и погашение деспотизма;
- в ходе индивидуальной беседы следует апеллировать к самосознанию и самооценке своего поведения;
- необходимо постоянное общекультурное и интеллектуальное развитие навыков общения в обществе;
- допустимо вовлечение подростка в сотрудничество со значимыми взрослыми для достижения общей цели;
- не провоцировать конфликты, учитывать его аффективную взрывчатость;
- дать подростку возможность говорить;
- постоянный контроль и руководство учебной деятельностью;
- доброжелательная, спокойная, сдержанная манера взаимодействия;
- уважение интересов и достоинства подростка;
- проявление искренней заинтересованности в стоящих проблемах, стремление найти конкретное решение;
- тренировка сдержанности, умения выслушать учителя и товарищей;
- поэтапное выполнение учебных заданий по возрастанию, недопустимо ведение уроков с возбудимыми подростками в агрессивной манере;
- ведение практики письменных ответов;
- довольно действенна доброжелательная аргументация выставленной оценки;
- поручать организацию коллективных творческих дел;
- поручения должны соответствовать властолюбию, стремлению владеть и распоряжаться чем-либо.
Тип акцентуации: ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: С детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Главная черта гипертимных подростков – почти всегда очень хорошее, даже приподнятое настроение. Всегда хорошее настроение, высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей. Избыточная уверенность в своих силах побуждает «показать себя», предстать перед окружающими в выгодном свете, прихвастнуть. Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Контакт со случайными встречными не представляет для них проблемы. Устремляясь туда, где «кипит жизнь», они порой могут оказаться в неблагоприятной среде, попасть в асоциальную группу.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: общительность, активность, оптимизм, высокий жизненный тонус, щедрость, отсутствие внутренних конфликтов.
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:
- стремится командовать и подчинить сверстников и близких родственников своим желаниям;
- легко завязывает отношения с лицами делинквентной направленности, способен возглавить группу подростков для совершения преступления или участвовать в групповом преступлении совместно со взрослыми;
- недисциплинирован, склонен к риску, к ссорам с родителями, педагогами.
КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ (/ОГРАНИЧИТЬ):
- демонстрацию сверстникам смелости и превосходства, носящую престижный характер;
- употребление любых видов алкогольных напитков;
- легкомыслие;
- любые нарушения этических норм;
- раздражительность в кругу друзей и близких;
- азартные увлечения;
- раннюю половую жизнь.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
- на уроках необходимо включение в интересную для него деятельность, особенно если эта деятельность с оттенком лидерства;
- обучение самодисциплине, вежливости, тактичности, самообладанию, умению учитывать мнение других;
- можно использовать в качестве активного помощника для учителей;
- поручения в классе: бригадир, физорг, культ-организатор, организатор других творческих дел;
- учитывать, что он отзывчив на доброжелательное отношение со стороны учителя;
- необходимо создание условий для проявления инициативы;
- нужна чёткая аргументация границ поведения;
- особо важна подчеркнуто уважительная форма общения с ним;
- допустима лишь чёткая, спокойная, аргументированная оценка результатов деятельности подростка;
- необходимо умелое сочетание доверия с контролем исполнения поручений;
- поддержание высокого уровня работоспособности на уроке возможно при направлении его на поиск различных способов выполнения заданий.
Тип акцентуации: СЕНЗИТИВНЫЙ (СЕНСИТИВНЫЙ) ТИП.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности. Подростков этого типа отличают чрезмерная чувствительность и высокие моральные требования к себе. В детстве они пугливы, стараются избегать чрезмерно подвижных игр, предпочтение отдают тихим играм или играм с малышами, очень замкнуты среди посторонних. Чрезвычайно привязаны к родным. У них рано формируется чувство долга, поэтому учатся они очень старательно, но побаиваются контрольных.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенная требовательность к себе, стремление преодолеть свои слабые стороны.
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоуничижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве. Внутренняя неуверенность в себе может компенсироваться внешней бравадой.
КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ:
- насмешки или подозрения в неблаговидных поступках;
- недоброжелательное внимание или публичные обвинения.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- основной целью педагогической помощи является постепенное повышение самооценки, преодоление чувства собственной неполноценности;
- нелегки для установления контакта, но естественная потребность поделиться своими затаенными переживаниями у них бывает достаточно сильна, поэтому необходимо проводить многократные беседы с детальным разбором и анализом ситуаций, помогающие подросткам осознать свою мнительность и ложное чувство неполноценности;
- важно создавать ситуации самоутверждения в тех сферах деятельности, где они могут проявить себя наиболее полно и естественно, но вместе с тем следует помогать утверждаться и в тех сферах, где подросток чувствует себя наиболее слабым.
- создавать ситуации, стимулирующие убежденность подростка в том, что он нужен другим;
- необходимо дозировать нагрузки, поскольку дети с этим складом личности подвержены астенизации;
- желательно оберегать от чрезмерно сильных впечатлений;
- при общении противопоказаны чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, каждой минутой.
ПРЕДПОЧИТАЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: работа, не требующая широкого круга общения.
Тип акцентуации: ИНТРОВЕРСИВНЫЙ (ИНТРОВЕРТИРОВАННЫЙ) ТИП.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: Наиболее существенными чертами данного типа считаются замкнутость, отгороженность от окружающего мира неспособность или нежелание устанавливать контакт сниженная потребное в общении; характерны также сочетание противоречивых черт в личности и поведении –упрямства и податливости, настороженности и легковерия, апатичной бездеятельности и напористой целеустремленности, замкнутости и внезапной, неожиданной назойливости, от застенчивости к бестактности, чрезмерных привязанностей и немотивированных антипатий, рациональных рассуждений и нелогичных поступков, богатства внутреннего мира и бесцветности его внешних проявлений. Все это заставляет говорить об отсутствии в структуре личности интровертированного подростка «внутреннего единства». Существенной особенностью является также недостаток тонкой интуиции, эмпатии в межличностных отношениях.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:
- довольно сдержанны,
- всегда придерживаются собственных убеждений.
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:
- утонченно чувствителен, но замкнут, склонен к одиночеству, от которого же и страдает;
- любит подчеркивать свою независимость;
- тяжело переживает свою изолированность;
- отгорожен от окружающего мира, неспособен устанавливать контакты;
- холоден и чувствителен одновременно, назойлив, бестактен, упрям;
- склонен к чрезмерным антипатиям, неспособен к сопереживанию.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
- интроверсированным подросткам можно поручать любые виды поручений;
- чрезвычайно важно суметь включить его в выполнение поручений, требующих взаимодействия с другими;
- необходимо обеспечивать их активное участие в урочной деятельности, где главное для него – добросовестность и исполнительность;
- преподаватель должен в случае «ухода в себя» легко вернуть подростка к учебной деятельности (визуальная, тактильная стимуляция, вопрос);
- не следует запрещать увлечения, которые отличаются постоянством и необычностью (чтение, коллекционирование);
- преподаватели должны замечать способности и успехи подростка такого типа в той или иной дисциплине и рекомендовать родителям развивать эти способности;
- не нужно удивляться сниженному видимому интересу к противоположному полу (хотя истинное половое влечение часто весьма напряжённо);
- гиперболизированные способности в одном направлении делают личность односторонней, тем более что у этих подростков заметно отмечается отставание психомоторики (для развития моторики необходимо включать подростка в спортивные занятия, особенно в игровые виды спорта);
- преподавателям следует проявлять терпение к его «чудачествам», что является сущностью его противоречивой натуры;
- в качестве воспитательных воздействий при совершении проступков целесообразно применять методы убеждения, поощрения, проявлять обходное движение, просьбу, поддерживать успех, демонстрировать доверие.
Тип акцентуации: ИСТЕРОИДНЫЙ (ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ) ТИП.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ:
Главная черта этого типа – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть, направленные в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие – только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества истероида питаются этой чертой.
Желание привлекать к себе взоры, становится насущной потребностью.
Ярко выраженная тенденция к вытеснению неприятных для него фактов и событий, лживость, фантазирование и притворство, используемые для привлечения к себе внимания, авантюристичность, тщеславие, «бегство в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: упорство и инициативность, коммуникабельность и целеустремленность, находчивость и активность, хорошие организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство, энергичность (хотя истероид быстро выдыхается после выплеска энергии).
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:
- чувствительны к невниманию, потери комфорта;
- склонность к интригам и демагогии;
- лживость и лицемерие;
- задиристость и бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей);
- учет только собственных желаний;
- явно завышенная самооценка;
- обидчивость (когда задевают его лично).
КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ (/ОГРАНИЧИТЬ):
- ситуации, вольно или невольно задевающие самолюбие;
- ситуации пусть даже некоторого равнодушия со стороны окружающих людей, а тем более сознательного игнорирования его личности (потребность привлечь к себе внимание может привести к попытке самоубийства);
- критика достижений, таланта или способностей;
- ограничение круга общения, вынужденное одиночество;
- ситуации нелепого или смешного положения;
- разоблачение, особенно публичное, его вымыслов, а тем более их высмеивание.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Для установления контакта необходимо дать подростку почувствовать, что к нему испытывают интерес как к личности. Учитывая повышенную потребность во внимании, нужно найти формы, в которых эта потребность могла бы успешно удовлетворяться.
Взаимодействие с подростком должно быть ровное, спокойное, деловое, без особого выделения. Исключить атмосферу обожания, необоснованного признания. Положительные оценки, поощрения должны даваться избирательно – только за реальные достижения и способности.
Игнорировать всяческие попытки уклониться (например, используя болезнь) от работы.
ПРЕДПОЧИТАЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: работа с постоянно меняющимися кратковременными контактами, актерская деятельность.
Тип акцентуации: ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: Главная черта лабильного типа – резкая смена настроений в зависимости от ситуации. Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Лабильные подростки – «люди настроения» и от настроения у них все зависит. Лабильному типу свойственна преданная дружба, от друга они ждут понимания и способности выслушать их, когда им хочется «поплакаться в жилетку». Друг у таких подростков обычно бывает один. Похвала им совершенно не вредна, – она не приводит к заносчивости. Велика потребность в сопереживании.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: общительность, добродушие, чуткость и привязанность, искренность и отзывчивость (в периоды приподнятого настроения).
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:
- круто меняет настроения, постоянно нуждается в эмоциональной поддержке;
- возможно возникновение аффективных вспышек по ничтожному поводу, однако быстро сменяет гнев на милость, бурные эмоции проявляет без агрессии;
- беспредельно эгоцентричен, ненасытен жаждой внимания к себе;
- не собран, лжив, склонен к приукрашиванию себя;
- имеет склонность к позёрству, к суицидальным демонстрациям;
- при трудностях в обучении склонен к «уходу в болезнь», ленится учиться;
- имеет склонность к бродяжничеству, побегам из дому;
- может демонстративно отрицать общепринятые нормы поведения.
КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ (/ОГРАНИЧИТЬ):
- явную несправедливость, порицания, выговоры, грубость, упрёки, бестактность в его адрес;
- любые его наказания;
- безразличие, антипатию;
- жесткие взаимоотношения, маятниковое, противоречивое воспитание;
- длительные разлуки с близкими, друзьями;
- унизительные нотации (даже правильные) со стороны взрослых.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
- преподаватели должны создавать обстановку доброжелательности, тепла, комфортный психологический микроклимат в классном коллективе;
- в большинстве случаев они способны на глубокую и искреннюю привязанность к родным, друзьям, любимым, они отзывчивы на понимание, поддержку и доброту;
- иногда достаточно доверительного, ласкового разговора, чтобы вдохнуть в подростка новые силы;
- частое позитивное одобрение, простая похвала способна поднять настроение, так как лабильный подросток нуждается в искреннем сопереживании;
- именно учителя должны учить подростков этого типа умениям преодолевать трудности, погашать чувство обиды;
- важно работу на уроке обеспечить в спокойной доброжелательной обстановке, поощрять деятельность лабильного ученика позитивным оцениванием его усилий;
- воспитательные воздействия на учеников-правонарушителей: психологическая поддержка, просьба, проявление внимания, заботы, доброты, ласковый упрек, помощь в организации учебной деятельности;
- задание на уроке следует давать в форме просьбы, выражая уверенность в их обязательном исполнении;
- эти подростки очень верны в любви и дружбе, интуитивно чувствуют симпатию к себе и стараются ответить тем же;
- если учитель желает эффективно воздействовать на подростка этого типа, он должен общаться с ним добротой и лаской.
Тип акцентуации: НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: Характеризуется безволием, которое отчетливо выступает, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей. В поиске развлечений также не обнаруживают напористости, а скорее плывут по течению. В детстве отличаются непослушанием, непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказания, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом.
Обычно у них нет желания учится. Только при непосредственном и строгом контроле, нехотя подчиняясь, они выполняют задания, всегда ищут случая отлынивать от занятий. Вместе с тем рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: открытость, быстрота переключения в делах и общении, любопытство, общительность, доброжелательность.
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:
- склонен к групповым правонарушениям, пьянству;
- не способны к трезвой оценке собственных действий;
- к будущему равнодушны;
- может совершать совершенно немотивированные проступки;
- склонен к совершению групповых преступлений.
КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ (/ОГРАНИЧИТЬ):
- нахождение в тёмное время суток на улицах, в чужих подъездах и т.п.;
- общение с лицами делинквентной направленности;
- получение лёгких впечатлений, развлечений, пустых наслаждений;
- безнадзорность;
- попустительство;
- праздность и безделье;
- употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
- преподаватели должны помнить, что подростки данного типа не любят учиться, чего не скрывают, любят развлечения, азартные игры;
- нужна система контрольных мер на занятиях, в семье проверяться результативность учебы;
- в учёбе не проявляют усердия, поэтому над ними должен осуществляться постоянный контроль;
- каждый преподаватель должен знать неустойчивых подростков, чтобы контролировать деятельность их на уроках;
- контроль выполнения домашних заданий, готовность к работе на уроке;
- неукоснительное соблюдение режима дня, исключение возможного появления неконтролируемого свободного времени подростка;
- одновременно с контролем учитель должен оказывать этому подростку дополнительную помощь, создавать спокойную обстановку на уроке, оценивать не только результат его успеваемости, но и старание.
Тип акцентуации: ПЕДАНТИЧНЫЙ (ТРЕВОЖНО-ПЕДАНТИЧЕСКИЙ) ТИП.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: Главными чертами этого типа в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость возникновения обсессий – навязчивых страхов, опасений, действий, мыслей, представлений.
Страхи и опасения тревожно-педантического подростка целиком адресуются к возможному, хотя и маловероятному, в его будущем: как бы не случилось чего-то ужасного и непоправимого, как бы не произошло непредвиденного несчастья с ним самим, а еще страшнее – с теми близкими, к которым он обнаруживает страстную, почти патологическую привязанность. Нерешительность часто приводит к гиперкомпенсации в виде неожиданной самоуверенности, безапелляционности в суждениях, утрированной решительности и скоропалительности действий как раз в тех ситуациях, когда требуется осмотрительность и осторожность. Происходящие после этого неудачи еще больше усиливают нерешительность и сомнения.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: не конфликтны, очень дружелюбны, надежны и не боятся критики.
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:
- сильно опасается за совершённые правонарушения;
- склонен к лидерству в группе правонарушителей;
- нетерпелив, не умеет выждать нужный момент, утрированно решителен;
- тревожно мнителен;
- постоянный страх за себя и своих близких «футуристического» характера;
- симбиотическая привязанность к матери или другому родственнику (неосознанный поиск защиты).
КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ (/ОГРАНИЧИТЬ):
- делегирование ему дополнительную ответственность, поскольку это может вызвать нервно-психический срыв;
- неконструктивное разрешение с ним недоразумений;
- условия эмоционально-бедных отношений, тревожно-мнительную атмосферу, ситуации повышенной социальной ответственности, завышенные поручения, требования, ожидания;
- создание атмосферы недоброжелательности.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
- преподавателями эти подростки обычно воспринимаются как послушные и исполнительные, но в условиях спокойной, четко регламентированной работы, не требующей инициативы, такой подросток чувствует себя хорошо;
- необходимо формировать уверенность а своих силах не только оценкой, но и похвалой, не эксплуатировать повышенную ответственность;
- для профилактики противоправного поведения этих подростков необходимо в общении с подростком избегать наказания и запугивания, поощрять его активность и самостоятельность;
- преподаватели должны формировать на уроках обстановку спокойствия, уверенности в достижении учебных целей, желательно давать подростку этого типа время на подготовку, не ставить его в неожиданную ситуацию;
- проявление доброты, забота, поддержка; поощрение адаптивных проявлений, организация успеха в деятельности; ласковый упрек, обходное движение – главное в тактике общения учителя с учеником данного типа.
Тип акцентуации: ЦИКЛОИДНЫЙ (ЦИКЛОТИМИЧЕСКИЙ) ТИП.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом. В детстве циклоиды ничем не отличаются от сверстников, но с наступлением подросткового возраста у них возникает первая субдепрессивная фаза (субдепрессия – это маловыраженная депрессия, для которой характерны склонность к апатии, вялость, ощущение, что все валится из рук). В этот период циклоиды начинают тяготиться обществом и компанией, у них резко снижается работоспособность. Серьезные неудачи в период субдепрессии могут вызвать аффективную реакцию и суицидальные попытки.
Субдепрессивная фаза может длиться 2-3 недели, после чего настроение повышается, циклоиды становятся по поведению гипертимами и начинают наверстывать упущенное в период субдепрессивной фазы.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: инициативность, жизнерадостность, общительность в периоды хорошего настроения.
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:
- уязвим к перемене места жительства, учебы, потере друзей;
- душевные волнения страстны, лишены полутонов в эмоциях и чувствах;
- переживает за совершённые проступки повышенно-искренне;
- склонен к особой грубости, гневу, тяжело переживает из-за мелких неприятностей;
- склонен к суициду в период непереносимого чувства одиночества, беспомощности.
КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ (/ОГРАНИЧИТЬ):
- навязчивость и чрезмерное демонстративное внимание;
- чрезмерные требования;
- коренную ломку жизненных стереотипов;
- укоры, упреки, обвинения в его адрес о неполноценности, ненужности;
- эмоциональные перегрузки, выполнение напряженной работы в течение длительного времени;
- быстрое изменение условий и образа жизни;
- однообразность жизни.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
- важную роль в жизни подростка этого типа может сыграть преподаватель, которому он сможет «открыть душу», облегчит свои душевные переживания в ходе беседы;
- преподаватели могут давать им поручения: член редакции стенгазеты, член клуба или кружка, ответственный за учебный кабинет;
- нужно обучение самоконтролю за своим состоянием, самодисциплине, умению трезво относиться к возникающим проблемам, находить занятия по душе;
- важную роль в проведении профилактической работы с подростком данного типа может сыграть психолог.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ПО УЧЕТУ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Сангвиник
В отношении сангвиника: живого, общительного, энергичного педагогу, опираясь на эти его качества, важно пытаться помочь ему самоутвердиться среди сверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности.
В работе с сангвиником важно уделять внимание развитию таких черт, как собранность и аккуратность, так как они формируются у сангвиников с большим трудом, нежели у детей с другим темпераментом. Частая снисходительность к не значительным, на первый взгляд, нарушениям правил и порядка, отсутствие достаточного контроля над поведением и действиями способствуют разрушению полезных привычек у сангвиников либо же затрудняют их формирование.
Общительность сангвиников располагает к ним окружающих, педагогу необходимо учесть, что часто за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные черты характера (прилипчивость, навязчивость). Не следует ограничивать живость и активность сангвиника, однако полезно учить его сдерживать при необходимости свои порывы, считаться с притязаниями других.
Податливость и пластичность нервной системы, способствующие легкому вхождению сангвиников в новую обстановку и в новую деятельность, подчас оборачиваются отрицательной стороной: учащийся имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но редко доводит начатое до конца. Поэтому одной из задач воспитательной работы с сангвиником является формирование у него устойчивых привязанностей и интересов.
Работа, требующая быстрой реакции, больше всего подходит сангвинику, т.к. он склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко переключает внимание. Сангвиник быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, ребенок старается ее прекратить, переключиться на другое занятие. Поэтому педагогу важно в работе с сангвиником добиваться, чтобы начатое им дело было закончено, обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненную работу можно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и не доводить до конца может стать свойством характера. Важно побуждать детей-сангвиников к самоконтролю в работе.
Активизации памяти и мышления учащихся-сангвиников в значительной степени помогает разнообразие приемов закрепления нового материала, новых знаний, умений и навыков.
Холерик
При работе с холериками целесообразно использовать подвижные и спортивные игры для оптимизации взаимоотношений этих детей со сверстниками, т.к. характерные для них активность, подвижность, напористость и эмоциональность помогают им занять в коллективе благоприятное положение.
В работе с холериком взрослому важно не препятствовать активности подростка, не сдерживать его подвижность. Необходимо поддержать его полезное увлечение, стремиться к тому, чтобы активность холерика находила полезное применение.
С возбудимым подростком-холериком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Так как у них от природы слабый тормозной процесс, их не следует корить за чрезмерное возбуждение. Необходимо помочь его обуздать, и здесь будут уместны шутки, юмор.
Педагогу необходимо учитывать, что «неутомимый» холерик нуждается в особо щадящем режиме. Целесообразно ограничить все, что возбуждает его нервную систему, особенно во второй половине дня. Для холерика полезны виды занятий, помогающие развитию сообразительности, сосредоточенности: настольные игры, конструирование, рисование и т.д.
Подростку-холерику важно давать конкретные поручения, задания и если возможно длительные – это его дисциплинирует, воспитывает умение управлять собой. Во время выполнения учебного задания у холериков следует формировать умение последовательно, по определенному плану, вести работу, необходимо от них требовать добросовестного отношения к работе в процессе всего выполнения задания. Причиной сильного возбуждения холерика во многих случаях является незнание или непонимание того, что необходимо делать. Снижению возбудимости будет способствовать спокойное разъяснение педагога непонятого материала, задания и т.д.
Педагогу необходимо учесть, что повышенная эмоциональность, реактивность, напористость холерика могут, в силу ему же присущих импульсивности, несдержанности, привести к осложнению его взаимоотношений со сверстниками. Подростку-холерику достаточно трудно следовать правилам общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому его следует терпеливо учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания.
Важно ценить и полагаться в работе с ребенком-холериком на такие его качества, как решительность, смелость, энергичность, устойчивость интересов, нередко проявляющуюся инициативность.
Флегматик
В работе с флегматиком педагогу необходимо учитывать его медлительность. Флегматик может проявить полную беспомощность в деятельности, когда необходимо быстро сообразить, быстро запомнить, быстро что-либо сделать. Проявления недовольства нерасторопностью, неловкостью детей-флегматиков со стороны взрослых (окрики, угрозы, подталкивания) могут оказать тормозящее действие на подростка, и, вместо того чтобы поторопиться, он может начать действовать еще медленнее.
Стремление же педагога отстранить учащегося-флегматика от всего, что требует усилий, немедленно прийти к нему на помощь также недопустимо, т.к. в данном случае у него может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего того, что связано со словом «быстро». Для активизации деятельности флегматичных учащихся педагогу важно повысить его эмоциональное отношение к изучаемому материалу, к процессу выполнения учебных задач. Бывают случаи, когда подросток-флегматик проявляет нехарактерный для него темп деятельности. В данном случае педагогу необходимо помнить, что быстрый темп требует от учащегося-флегматика большого напряжения, а «запасы» этого напряжения невелики, поэтому требуются минимальные перерывы на отдых.
Развивать активность, подвижность флегматиков надо постепенно, соблюдая посильность в наращивании темпа. Важно поощрять даже незначительное проявление расторопности, подвижности. Не следует избегать ситуаций, требующих находчивости. Важно постепенно вовлекать флегматиков в соревновательную деятельность и виды деятельности, которые требуют от подростка двигательной активности (коллективный труд и др.). При этом важно учитывать, что нельзя медлительных подростков объединять в коллективной деятельности с теми, чей темп значительно выше.
Флегматики предпочитают спокойные задания, поручения, занятия. В такой деятельности особенно заметными для окружающих становятся такие значимые для успеха среди сверстников качества флегматиков, как уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению, невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность. На эти качества следует опереться и при оказании помощи флегматику в выработке у него индивидуального стиля деятельности.
Флегматикам нужно помочь в преодолении таких трудностей, как адаптация к новым условиям обучения, к новым педагогам, учащимся, новым требованиям. Чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям, полезно давать учащемуся поручения, требующие общения со сверстниками или со взрослыми.
Очень хорошо, если флегматик будет дружить с подвижным сверстником. Но надо следить, чтобы энергичный товарищ не брал всю инициативу в свои руки. Это поможет превратить флегматика в старательного, аккуратного, вдумчивого, трудолюбивого, значимого для сверстников и любимого ими товарища.
Важно в работе с флегматиками осуществлять контроль за усвоением ими учебного материала.
Меланхолик
В учебной деятельности меланхолики не способны переносить сильные и длительные напряжения, что объясняется быстрым переходом клеток их мозга в состояние охранительного торможения. Важно соблюдать щадящий режим, частый отдых и принцип постепенности. У меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Внимание меланхолика обычно неустойчиво, он не уверен в своих знаниях, постоянно сомневается. Педагогу необходимо поддерживать в подростке чувство уверенности в себе.
Такие подростки, имея слабый тип нервной системы, с огромным трудом входят в коллектив, медленно привыкают к режиму, могут отказываться от занятий и не разговаривать со сверстниками. В первые дни педагогу важно проявлять внимание, чуткость, важно расположить подростка к себе, вызвать доверие (в противном случае он будет долго страдать в новом коллективе).
У учащихся с меланхолическим темпераментом следует развивать общительность, чувство коллективизма, воспитывать чувство дружбы и товарищества. Очень важно помочь им найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность.
Меланхолики требуют бережного отношения: на них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность и строгость, наказывать – все эти меры могут вызвать слезы, замкнутость, повышенную тревожность и другие нежелательные реакции. Говорить с такими учащимися следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку.
Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки – это лишь закрепит их неуверенность в своих силах.
Неоднозначным должно быть отношение к тревожности. После снятия адаптационного стресса тревожность может явиться условием, которое будет стимулировать активность и саморегуляцию деятельности подростка. Меланхоликам свойственна высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в то же время высокий уровень самоконтроля. Это обеспечивает довольно высокую продуктивность и качество работы, высокий уровень обучаемости.
Необходимо учитывать, что меланхолики могут планировать свои действия без побуждения со стороны других людей.
Следует поддерживать положительные эмоции этих учащихся. Подростки со слабой нервной системой требуют относительно частого отдыха.
Успех в работе с меланхоликами предполагает опору на ценные их качества – чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживанию. Подросткам этого темперамента обычно легче проявить себя, самоутвердиться в творческих видах деятельности (музыкальной, изобразительной и др.).
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
- Злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;
- Эскейп-реакции (уход из дома и т.п.);
- Самоизоляция от других людей и жизни;
- Резкое снижение повседневной активности;
- Изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
- Выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийством;
- Частое прослушивание траурной и печальной музыки;
- «Приведение дел в порядок» (урегулирование конфликтов, письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей);
- Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отделяющие от близких;
- Склонность к неоправданно рискованным поступкам;
- Посещение врача без очевидной необходимости;
- Нарушение дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе, на работе или службе;
- Расставание с дорогими вещами или деньгами;
- Приобретение средств для совершения суицида.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
- Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» – прямое сообщение, «Скоро все это закончится» – косвенное);
- Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям;
- Уверения в беспомощности и зависимости от других;
- Прощание;
- Сообщение о конкретном плане суицида;
- Самообвинения;
- Двойственная оценка значимых событий;
- Медленная, маловыразительная речь.
КОГНИТИВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
- Разрешающие установки относительно суицидального поведения;
- Негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;
- Представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить;
- Представление о мире как месте потерь и разочарований;
- Представление о будущем как бесперспективном, безнадежном;
- «Туннельное видение» – неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
- наличие суицидальных мыслей, намерений, планов.
Степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только неопределенные редкие мысли о самоубийстве («хорошо бы заснуть и не проснуться») или они постоянны, и уже оформилось намерение совершить самоубийство («я сделаю это, другого выхода нет») и появился конкретный план, который включает в себя решение о методе самоубийства, средствах, времени и месте. Чем обстоятельнее разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
- Амбивалентность по отношению к жизни;
- Безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;
- Переживание горя;
- Признаки депрессии: приступы паники, выраженная тревога, сниженная способность к концентрации внимания и воли, бессонница, умеренное употребление алкоголя и утрата испытывать удовольствие;
- Несвойственная агрессия или ненависть к себе: гнев, враждебность;
- Вина или ощущение неудачи, поражения;
- Чрезмерные опасения или страхи;
- Чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности;
- Рассеянность или растерянность;
СИТУАЦИОННЫЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
Любая ситуация, воспринимаемая человеком как кризис, может считаться ситуационным индикатором суицидального риска, например:
смерть любимого человека;
сексуальное насилие;
денежные долги;
раскаяние за совершенное предательство;
угроза тюремного заключения;
угроза физической расправы;
получение тяжелой инвалидности;
неизлечимая болезнь и связанное с ней ожидание смерти;
нервное расстройство;
шантаж;
сексуальная неудача;
измена или уход любимого человека;
ревность;
систематические избиения;
публичное унижение;
коллективная травля;
одиночество, тоска, усталость;
религиозные мотивы;
подражание кумиру и т.д.
Необходимо хорошо знать индивидуальные психофизиологические и социально-психологические особенности ребенка. Любое изменение в его поведении должно настораживать: стал ли он угрюм или замкнут или наоборот, излишне возбудим, является поводом для того, чтобы обратить на него внимание.