Несколько лет назад учащийся филиала БНТУ «Минский государственный политехнический колледж» Николай Ожигин загорелся идеей создать собственный электромопед. Сказано — сделано! Чтобы продемонстрировать «Знаменке» свое творение и, главное, доказать, что мопед на ходу, Коля прикатил на нем на встречу, а заодно рассказал, как и из чего собирал свой чудо-транспорт и чем он так хорош.
В девять лет Коля увлекся авиамоделированием. В Борисове, откуда он родом, занимался в объединении по интересам под руководством Владимира Трусова, неоднократно в составе команды участвовал в соревнованиях по авиамодельному спорту. Эти занятия позволили ему прокачать скилы в работе с различными инструментами. В дальнейшем они пригодились, когда Коля задумал собрать собственный электромопед. Или, точнее, поправляет сам себя юный Кулибин, электропитбайк:
– Это маленький мотоцикл, предназначенный для выполнения трюков, езды по бездорожью и пересеченной местности. Мне всегда нравились китайские электромотоциклы, особенно хорош Sur-ron X. У него быстрый разгон, отличная мощность и относительно небольшой вес. Решил, что мне нужен такой же. Но понимал, что позволить себе данную модель в ближайшее время не смогу. Поэтому начал думать, как собрать аналог своими руками.
Рассудив, что двигатели и вся необходимая электроника производятся в Китае по доступной цене и в хорошем качестве, Коля заказал некоторые комплектующие для своего байка на известном китайском маркетплейсе:
– Мотор обошелся примерно в 130 долларов в эквиваленте, регулятор скорости – в 30 долларов. Там же приобрел и зарядное устройство. Колеса взял от советского мопеда «Карпаты», сохранившегося в гараже у папы: советские покрышки довольно долговечные. Дороже всего обошелся аккумулятор. Собрал его из б/у ячеек от самокатов, купленных в ремонтной мастерской. У них хорошие емкость, внутреннее сопротивление и отдача. 200 ячеек и балансировочная плата стоили около 800 рублей. Амортизационная вилка тоже б/у – нашел такую за 350 рублей. Оригинальный Sur-ron X сделан из авиационного алюминия, у него литая рама. Но у меня нет заводских условий, поэтому ничего не оставалось делать, как взять в руки болгарку, сварочный аппарат и что-то придумывать. Купил металлический профиль, сварке учился по туториалам в YouTube.
На все про все у Коли ушло около полумесяца. Готовым байком парень остался доволен:
– Мой мопед способен развивать скорость 82 километра в час. Жаль, что по городу на нем можно двигаться с установленным ограничением в 25. Съемный аккумулятор заряжается от домашней розетки – за шесть часов до ста процентов. Если ехать с допустимой скоростью в 25 километров в час, объема батареи хватит, чтобы преодолеть примерно 100 километров или ездить четыре часа. Я в основном использую свой мопед как средство передвижения из пункта А в пункт Б. Это очень удобно. Испытывал его также и в условиях бездорожья: в лесу, на песчаном пляже и мелководье (погружал на полметра). Ездил по грязи и по снегу. Во всех обстоятельствах электромопед показал себя на высоте.
В прошлом году проект Николая Ожигина «Самодельный электротранспорт как дешевый экологичный мобильный способ передвижения (электромопед)» победил в финале молодежного конкурса «100 идей для Беларуси» в номинации «Энергетика, в том числе атомная энергетика, и энергоэффективность». А сам Коля удостоился премии специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.
Информация предоставлена СБ. Беларусь сегодня