Социально-педагогическая и психологическая служба филиала БНТУ «МГПК»
в помощь учащемуся
«Я теряюсь
в конфликтной ситуации….»
«… Сталкиваясь с резкой критикой или неожиданной реакцией на свои слова и поступки, я словно впадаю в ступор: не могу подобрать слова, краснею, теряю контроль над ситуацией. Позже долго и мучительно думаю о том, что нужно было сказать, и ругаю себя за то, что не сумел сделать этого вовремя…»
Человеку необходимо компенсировать своё пассивное поведение, ведь на самом деле он знает адекватный ответ. Но, сожаление и досада заставляют вновь и вновь прокручивать в голове прошлую ситуацию, тем самым лишь усиливая ощущение беспомощности и душевного дискомфорта.
ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ
Запрет на эмоции
«…В момент конфликта мне практически никогда не удается сохранить самообладание, у меня буквально перехватывает горло, а все силы уходят на то, чтобы не расплакаться»…
Собственное неумение вовремя подобрать правильные слова, мы часто оправдываем неожиданным напором со стороны оппонента. Его эмоции парализуют нас, лишая возможности возразить по существу или потребовать изменения общего тона беседы.
Существует устойчивое представление, согласно которому воспитанные (интеллигентные) люди не должны выражать ответную агрессию. Такой запрет не позволяет человеку адекватно реагировать на конфликтную ситуацию и, как правило, передаётся из поколения в поколение.
Однако, табуируя собственные эмоции и регулярно ставя себя в положение жертвы, мы невольно создаём благоприятные условия для формирования заниженной самооценки.
СТРАХ ПЕРЕД КОНФРОНТАЦИЕЙ
Повышенная чувствительность нередко возникает в детстве, под влиянием семьи или социальной среды, в которой растёт ребенок. Если взрослые стараются любой ценой избегать конфронтации и сглаживать все острые углы, то, попав в трудную ситуацию, ребёнок будет бессознательно копировать их реакции. Повзрослев, такой человек, скорее всего, не станет вступать в конфликты. Опасаясь потерять работу, поссориться с коллегами или быть отвергнутым своим окружением.
НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
«Ты говоришь полную ерунду!»
Такие слова взрослого, адресованные ребёнку, становятся бессознательными установками и могут блокировать поведение уже взрослого человека.
… «Если кто-то начинает критиковать мои решения или взгляды, я теряюсь и начинаю думать, что у меня действительно ничего не получится и я совершенно не права»…
Неуверенные в себе люди бессознательно боятся любой критики. Они ориентированы на внешнюю оценку и очень от неё зависят. Более того, многие из них не видят разницы между своей личностью и своими поступками. Часто это становится следствием распространённой ошибки воспитания: ребёнку говорят «ты – плохой», вместо «ты поступил плохо». Разорвать такой круг можно только при помощи ежедневной работы над собой.
ЧТО ДЕЛАТЬ
1. Вызвать собеседника на объяснения
Предложите собеседнику объяснить свои слова (интонацию, поведение). Выражая свои мысли чётко и спокойно, вы положите начало конструктивному разговору.
2. Учиться выражать эмоции
Вместо того, чтобы подавлять свои эмоции, учитесь проявлять их открыто. Вам весело? Грустно? Скажите о своих чувствах. Когда придет время, сработает привычка и вам будет легче выразить свои чувства.
3. Говорить о себе
Не обвиняйте собеседника. Вместо «из-за Вас я растерялся (-лась)…» и др. попробуйте сказать «Я растерян (-а)».такая формулировка не вызовет у собеседника чувства вины и желания занять оборонительную позицию. Взяв на себя ответственность за собственные чувства, вы переведёте диалог в позитивное русло.
4. Прекратить рефлексию
Мысленное проигрывание одной и той же сцены не приносит не удовлетворения, ни пользы. Вы только напрасно расходуете свои эмоциональные резервы. Если вас что-то задело по-настоящему, не оставляйте ситуацию неразрешенной. Вернитесь к состоявшемуся диалогу и поговорите с тем человеком ещё раз. Но уже с иных, более взвешенных позиций.
СОВЕТЫ ПОСТОРОННЕМУ
Человек, не умеющий давать словесный отпор, часто по несколько раз прокручивает в голове те сцены, в которых оказался не на высоте. Поэтому, давая ему прямолинейные советы вроде «Почему ты снова промолчал?! Я бы на твоём месте обязательно сказал, что …», вы лишь ещё больше расстроите такого человека и закрепите его низкую самооценку. Постарайтесь проявить максимальную деликатность, наводя его на размышления, но не предлагая готовых ответов. Можно задать вопрос: «Что ты ему ответил? А что хотел ответить?» Благоприятное воздействие нередко оказывают комплименты: в сочетании в общей благожелательностью и вниманием они могут помочь сомневающемуся в своих силах человеку поверить, что в следующий раз он будет способен реагировать по-другому.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
в споре и конфликте
СКАЖИТЕ оппоненту, что не хотите спорить. Пусть каждый останется при своём мнении.
ЕСЛИ ВЫ всё же начали спорить, не забывайте, что у вашего оппонента может быть своё мнение.
В ССОРЕ никогда не удастся защитить свои интересы или прийти к решению. Оцените возможные последствия конфликта, признайте их со своим оппонентом, поговорите мирно о тех проблемах, которые так эмоционально на вас воздействуют.
НАЙТИ ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ в том, чтобы не соглашаться, но и не ссориться поможет простое правило. Когда вы сообщаете партнеру о том, что вам не нравится в его поведении, в своей фразе отметьте две составляющие:
– ваше истинное отношение к самому партнеру (оппоненту);
– предмет вашего несогласия.
Например, «Я очень хорошо отношусь к тебе и не хочу портить с тобой отношения, но мне не нравится, что …»
«Я уважаю тебя и ценю, но…»
«Я люблю тебя, и мне важны отношения с тобой, но …»
Ещё более тонким и важным повышением уровня вашей коммуникации будет умение заменять слово «но» на «и»:
«Я уважаю тебя и ценю, и в то же время мне неприятно, что …»
Социально-педагогическая и психологическая служба
филиала БНТУ «МГПК»
в помощь куратору
НАРКОТИКИ НАРКОМАНИЯ
Наркотики — вещества природного или синтетического происхождения, удовлетворяющие следующим основным критериям:
- способность вызывать эйфорию (приподнятое настроение) или, по крайней мере, приятные субъективные переживания;
- способность вызывать зависимость (психическую и/или физическую), то есть желание снова и снова использовать наркотик;
- существенный вред, приносимый психическому и/или физическому здоровью человека, регулярно употребляющего их.
Наркомания (греч. «пагке» – оцепенение, онемение и «таша» – безумие, страсть, влечение) – это заболевание, возникающее в результате применения наркотиков. Оно характеризуется возникновением зависимости от наркотика, что проявляется в необходимости его постоянного приема, стремлением к постоянному увеличению дозы, приводит к постепенной психической и физической деградации личности.
Наиболее широко распространенными наркотиками являются некоторые виды мака, конопли, синтетические препараты, относящиеся к группе галлюциногенов.
Различают следующие виды наркомании:
٭ Опийная, когда употребляется опий, морфин и их производные, в том! числе кустарно приго-| товленные препараты из мака.
٭ Гашишная, возникающая при употреблении препаратов, изготовляемых из конопли, обычно применяемых в виде курения (гашиш, анаша, марихуана, план).
٭ Кокаиновая.
٭ Наркомания, обусловленная злоупотреблением психостимуляторами или снотворными.
٭ Наркомания, обусловленная приемом галлюциногенов — препаратов, вызывающих резкое возбуждение нервной системы, сопровождаемое галлюцинациями.
Употребление наркотиков ведет к различным заболеваниям сердца, крови, легких, печени. Резко меняется внешний вид человека: кожа становится морщинистой, цвет лица приобретает сероватый оттенок, портятся зубы, наступает преждевременное облысение, наблюдается резкое истощение.
Под воздействием наркотиков в организме человека задерживается синтез белка, важнейшего строительного материала человеческого тела, уменьшается мышечная масса, мышцы становятся дряблыми, снижается скорость реакции. Нарушается гормональный обмен в организме, в итоге останавливается рост тела, снижается вес.
Чем моложе человек, тем быстрее попадает он в зависимость от наркотиков и тем быстрее наступает смертельный исход. Самыми распространенными причинами смерти среди наркоманов являются:
- передозировка наркотических средств;
- несчастные случаи во время действия;
- поражения внутренних органов (печени, сердца, почек и т.д.);
- самоубийства, возникающие в период глубокой депрессии при синдроме отмены наркотика;
- возникновение инфекционных и венерических заболеваний.
Признаки употребления наркотиков молодежью
Внешние признаки:
- бледность кожи;
- расширенные или суженные зрачки;
- покрасневшие или мутные глаза,
- замедленная речь;
- плохая координация движений;
- следы от уколов, порезы, синяки.
Поведенческие признаки:
- прогулы, пропуски занятий, внезапное снижение успеваемости;
- лживость по поводу отсутствия дома, общения с друзьями, в вопросах расходования денег;
- изменение настроения по непонятным причинам;
- изменение круга друзей за короткий промежуток времени;
- потеря интереса, холодность, безразличие, недоверчивость, закрытость, отчужденность;
- заметное изменение характера — немотивированная раздражительность, вспышки истерии, крика, резкие перемены в настроении;
- изменение режима – может спать целыми днями, не просыпаясь, а иногда почти всю ночь ходит по комнате, натыкаясь па предметы;
- возвращение домой в состоянии легкого опьянения, координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, старается не попадаться на глаза и быстро лечь спать;
- в доме стали пропадать деньги или вещи, или то и другое одновременно.
Подозрение в употреблении наркотиков может быть основано на наличии 6-8 и более из описанных выше изменений поведения.
Социально-педагогическая и психологическая служба
филиала БНТУ «МГПК»
в помощь учащемуся
КАК СОХРАНИТЬ
свое психическое
ЗДОРОВЬЕ?
Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает.
В.О.Ключевский
Век живи – век учись тому, как следует жить.
Сенека
Научиться законам жизни – значит испытать целый ряд унижений, – все равно как обучаться катанию на коньках. Единственный выход – смеяться над собой вместе с зеваками.
Б.Шоу
Цель жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем
О.Уайльд
Долгая жизнь лучше короткой во всех своих отношениях, в том числе и для добродетели.
Ф.Бэкон
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ и ЖИЗНЬ –
В ВАШИХ РУКАХ
(ментальное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия,
при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться
с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать,
а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
- Умейте на время отвлечься от неприятностей!
Как бы ни были велики обрушившиеся на вас неприятности, постарайтесь избавиться от гнета тяжелых мыслей, переключаясь на другие заботы.
Ни в коем случае не заражайте своим плохим настроением окружающих.
Будьте разумны и тактичны, не превращайте свою неприятность в мировую катастрофу.
Если окружающие доброжелательны к вам, они найдут возможность выразить вам сочувствие и оказать помощь.
Чтобы ни случилось в жизни, помните: жизнь продолжается.
- Гнев – плохой советчик и непригодный метод в работе и отношениях между людьми.
Никогда не доводите себя до гнева, сделайте паузу, вспомните мудрую мысль: «гнев – орудие слабых».
Осмыслите свою ситуацию, которая привела к гневу, и вы увидите, что ваша вина не меньше и не больше вины других.
Вспышка гнева никогда не приносит облегчения и всегда чревата новыми неприятностями.
Лучшая эмоциональная разрядка – физическая работа.
- Имейте мужество уступить, если вы ошиблись.
Упрямство свидетельствует о незрелости человека.
Умейте внимательно выслушать своего оппонента, уважайте его точку зрения.
Будьте самокритичны: не считайте свое мнение всегда правильным, абсолютной истиной.
Все взгляды людей относительны, и в каждой точке зрения есть доля истины.
Помните французскую пословицу: «Если женщина неправа – извинитесь перед ней», а «Если мужчина не прав – он признает свою вину».
Успехи не только приносят пользу для дела, но и вызывают уважение окружающих.
- Будьте требовательны, прежде всего, к себе.
Не требуйте от других того, на что сами не способны.
Не ожидайте от других того, чего не можете дать сами.
Чрезмерность требований всегда раздражает людей, ибо мера во всем – основа мудрости.
Не стремитесь переделать всех на свой манер. Воспринимайте людей такими, какие они есть, или вообще не имейте с ними дела.
Старайтесь найти в каждом человеке положительные черты и опирайтесь на эти качества в отношениях с ним.
- Мы – люди, а не боги.
Нельзя быть совершенством во всем: каждый из нас в чем-то силен, а в чем-то слаб.
Не думайте, что вы лучше (хуже) всех: цените себя и людей.
Наши возможности и даже таланты ограничены, но они могут быть значительны и разнообразны.
В «разноцветии» качеств – ценность людей. Это надо видеть и ценить.
Узнайте свои возможности и делайте то, к чему у вас есть призвание, остальное делайте в силу своих возможностей, но всегда максимально добросовестно, честно, усердно.
- Не носите в себе свое горе и не копите неприятности.
Не оставайтесь наедине со своими неприятностями и горем.
Горе, как счастье, надо делить с людьми: исповедь облегчает горе и усиливает радость человека.
Ищите человека, способного вас понять и разделить ваше горе.
Доброжелательных и рассудительных людей немало: они способны разделить горе и счастье.
Старайтесь быть участливыми и сочувствующими, добрыми и человечными, милосердными и мудрыми.
Социально-педагогическая и психологическая служба филиала БНТУ
«Минский государственный политехнический колледж»
в помощь куратору
Ещё раз
об алкоголе и табаке…
Все выдающиеся ученые как прошлого, так и настоящего, бескомпромиссно установили, что алкоголь является сильным наркотическим ядом.
ВРАЧИ об алкоголе:
Ещё в 1955г. А.Н. Тимофеев в книге “Нервно-психические нарушения при алкогольной интоксикации писал: “Алкоголь относится к наркотическим веществам, действующим парализующим образом на любую живую клетку…, особенно на клетки коры головного мозга, … оказывает парализующее действие на высшие отделы центральной нервной системы (ЦНС), растормаживает механизмы нижележащих отделов».
Этим объясняется возбужденное поведение выпившего человека, т.к. тормозной процесс в высших отделах уже пострадал”.
В.К. Федоров, ближайший ученик И.П. Павлова, в статье “О начальном влиянии наркотиков (алкоголя и хлоралгидрата)” утверждает, “что алкоголь есть наркотик и, как всякий наркотик, имеет свои особенности, и лишь в деталях отличается от других наркотиков: все фазы влияния алкоголя на ЦНС растянуты… эйфория при алкоголе более отчетлива, чем и объясняется тяготение в человеческом обществе калкоголю” (“Труды физиологической лаборатории И.П. Павлова, 1949 г.).
И.Л. Введенский считает: “Алкоголь относится к наркотическим ядам и из всех тканей тела имеет наибольшее сродство кЦНС” (“О вменяемости алкоголиков”, М., 1935 г.)
Н.Е. Введенский в 7-м томе ППС (Л., 1963 г.) в статье “О действии алкоголя на человека” говорит о том, что “действие алкоголя во всех содержащих его спиртных напитках (водки, ликеры, вина, пиво и т.п.) на организм сходно с действием наркотических веществ и типичных ядов, таких как хлороформ, эфир, опий и т.п.”
В.Т. Кондратенко и А.Ф. Скугаревский в книге “Алкоголизм” (Минск, 1983 г.) пишут: “Основным фармакологическим действием алкоголя на ЦНС является наркотическое”.
Особо опасное действие алкоголь оказывает на организм ребенка. По данным фармаколога И.Н. Кракова, у детей, не достигших десяти лет, сильный токсический эффект, то есть отравление и даже смерть, наблюдается от 2-3 столовых ложек водки, что соответствует приблизительно 15 г чистого алкоголя (Цитир. по Ю. Груббе: “Алкоголь, семья, потомство”, 1974г.).
В 1975 году Всемирная ассамблея здравоохранения вынесла решение: “Считать алкоголь наркотиком, подрывающим здоровье”. Даже с формальной стороны признано, что алкоголь – наркотик. В Большой Советской Энциклопедии сказано дословно, что “алкоголь относится к наркотическим ядам” (т. 2, с. 116). Госстандарт СССР 1982 г.: “Алкоголь — этиловый спирт… Относится к сильнодействующим наркотикам” (№ 1053 ГОСТ 5964-82).
Крупнейшие умы мира, такие, как Дарвин, еще в XIX столетии писали, что беды, причиняемые потреблением алкоголя, превышают те беды, что несут человечеству чума, голод и война вместе взятые.
Установлено, что даже кружка пива вызывает структурные изменения в организме. При длительном употреблении алкоголя перерождаются и атрофируются ткани, что особенно резко и рано проявляется в мозгу… Сначала происходит атрофия больших полушарий и мозжечка, разжижение и запустение их коры в связи с гибелью корковых нейронов (В.К. Болецкий, “Тезисы научной конференции”, М., 1955 г.).
Изменение структуры головного мозга возникает уже при умеренном употреблении алкоголя. Шведские ученые установили, что после 4-х лет употребления спиртных напитков имеет место сморщенный мозг, из-за гибели миллиардов клеток коры мозга. У “умеренно пьющих” сморщенный мозг обнаружен в 85% случаев (“Наука и жизнь”, № 10, 1985 г.).
То же самое надо сказать
и о табаке,
ядовитое и наркотическое
действие которого
испытывают на себе
повседневно
миллионы людей и расплачиваются за это многими годами жизни и здоровья.
Алкоголь и табак:
►разрушают здоровье миллионов людей,
►приводят к появлению на свет сотен тысяч и миллионов дефективных и дебильных детей;
►увеличивают преступность;
►снижают производительность труда, увеличивают брак и аварии;
►несут раннюю смерть и рост смертности в обществе, сокращают продолжительность жизни человека на 15-20 лет;
►разрушают экономику, губят экологию.
►но самое сильное, губительное действие алкоголь оказывает на мозг и репродуктивные органы, что ведет к разрушению и гибели не только настоящего, но и будущего человека как разумного существа.
80 лет назад 800 врачей из Англии, Германии, Австрии обратились с воззванием прекратить считать алкоголь пищевым продуктом и отнести его к наркотикам. Но тогда силы врагов трезвости были велики, и врачам не удалась их благородная миссия.
Врачи – люди самой гуманной профессии, призванные защищать жизнь и здоровье людей утверждают, что в нашей стране от причин, связанных с потреблением алкоголя и табака, ежегодно погибает почти полмиллиона человек; рождается более 20 тысяч дефективных и больных детей. Здравый смысл требует решить этот вопрос логично и законно.
Врачи утверждают, что алкоголь и табак, по своему губительному действию не отличаются от наркотиков таких, как морфий, опий, хлороформ, эфир, марихуана, а приносят вред в сотни и сотни раз больше.
Будучи освобожденным
от этих наркотических ядов,
человек сможет защитить
свое настоящее и будущее,
будущее планеты.
«Угнать или не угнать? Смотри ответ»
Практически ежедневно сводки новостей пестрят статистикой об угонах автомобилей.
Совершаются такие преступления и несовершеннолетними, и молодежью.
Причем, перелистывая уголовные дела, можно увидеть, что ими угоняются не только автомобили.
Имел место случай угона несовершеннолетними маломерного водного судна – катамарана, но такие случаи являются скорее исключением.
Например. Несовершеннолетние Р., и Е., действуя в группе лиц по предварительному сговору, находясь вблизи дома №111 по ул.Калиновского в г.Минске, неправомерно завладели маломерным водным судном – катамараном «Янтарь», принадлежащим Ф., и совершили поездку на нем.
В данном случае несовершеннолетние заранее готовились к совершению преступления, на место преступления пришли с ножовкой, которой распилили трос. Подростки знали о том, что в данное время никто не дает катамараны на прокат.
Статистика свидетельствует, что такие преступления, как правило, совершают мальчики.
Часто угоны совершаются в группе, в том числе, с несовершеннолетними или в их присутствии (когда желание покататься на транспортном средстве возникает у всех).
Но стоит ли поддаваться искушению или вот такому «групповому желанию»? Какими последствиями это может обернуться для тебя?
Давай подробнее разберем эти моменты.
Для начала нужно понять, что же такое угон.
Согласно ст.214 Уголовного кодекса Республики Беларусь, угон – это неправомерное завладение транспортным средством или маломерным судном и поездка на нем без цели хищения.
Из этого определения угона видно, в каких случаях наступает ответственности и за что:
- уголовно наказуемым считается угон транспортного средства или маломерного водного судна. Под транспортным средством в данном случае понимается механическое транспортное средство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования, а также шасси транспортного средства и самоходная машина. Маломерные суда – суда длиной не более 20 метров с допустимым количеством людей на борту не более 12 человек, в том числе суда с подвесными двигателями и гидроциклы;
- неправомерность завладения ими – это когда транспортное средство и (или) маломерное водное судно переходят в твое временное пользование без согласия их собственника, законного владельца или иного управомоченного лица;
- угон предполагает совершение поездки на транспортном средстве или маломерном водном судне. Под поездкой обычно понимают перемещение в пространстве. Перемещение возможно как путем приведения двигателя в рабочее состояние, так и путем буксировки, толкания вручную, перевозки на другом транспортном средстве и т.п. Последние действия могут рассматриваться даже как покушение на угон, если лицо хотело совершить поездку.
Например. Несовершеннолетний Б., 1999 г.р., при помощи ключа от квартиры открыл водительскую дверь автомобиля «ВАЗ 21053», принадлежащего К., после чего проник в салон вышеуказанного автомобиля, где пытался запустить двигатель и совершить поездку, однако не довел свой преступный умысел до конца, так как двигатель автомобиля не запустился.
Действия Б. были квалифицированы как покушение на угон, т.е. ч.1 ст.14, ч.1 ст.214 УК;
- важным моментом является отсутствие цели хищения этого транспортного средства или маломерного водного судна. То есть оно необходимо виновному лишь для временного пользования и не более того. Хищение транспортного средства рассматривается уже как гораздо более тяжкое преступление и квалифицируется по другой статье Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Не рассматриваются в качестве угона, например, перемещение автомобиля на небольшое расстояние для обеспечения возможности проезда для другого транспортного средства.
Зачастую причинами совершения угонов являются желание научиться управлять автомобилем, покататься по городу. Помни об этом, когда «друзья» или «товарищи» предложат тебе присоединиться к такой поездке «с ветерком».
Эти причины ни в коем случае не будут являться оправданием совершенных деяний, и ответственность за преступление неизбежна.
Помни, что ответственность за совершение угона наступает уже с 14 лет!
Какое же наказание предусмотрено за совершение угона.
Наказание за совершение угона может быть различным в зависимости от совершенных действий и от твоего возраста.
Если ты не достиг 18 лет, то угон наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
Если тебе уже есть 18 лет, то наказание за угон более строгое – штраф, или исправительные работы на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до пяти лет, или лишение свободы на тот же срок.
Если ты не достиг 18 лет и совершил угон повторно, либо с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, или с угрозой его применения, либо группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшее по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере, то можешь быть наказан ограничением свободы на срок от двух до трех лет или лишением свободы на срок от двух до трех лет.
Если тебе уже есть 18 лет, и ты совершил вышеуказанные действия, то можешь быть наказан ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет.
Если ты не достиг 18 лет и совершил угон или угон повторно, либо с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, или с угрозой его применения, либо группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшее по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере, и еще при этом применил насилие, опасное для жизни или здоровья, или угрожал его применением, то ты можешь быть наказан лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Если тебе уже есть 18 лет, и ты совершил вышеуказанные действия, то можешь быть наказан лишением свободы на срок от трех до десяти лет!
В завершение недавний пример из практики, когда желание покататься на чужом автомобиле привело к печальным последствиям и стоило учащемуся одного из минских лицеев ограничения его свободы.
Так, Д., учащийся 3 курса одного из лицеев г.Минска зимой, около 1.00 совершил угон автомобиля «Шевроле Круз», впоследствии на нем попал в дорожно-транспортное происшествие и в 4.00 был задержан сотрудниками ГАИ на месте его совершения. Позже установлено, что он еще и находился в состоянии алкогольного опьянения.
Приговором суда Д. был осужден по ч.1 ст.317-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь (управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения) и ч.1 ст.214 Уголовного кодекса Республики Беларусь (угон транспортного средства) к 1 году 6 месяцам ограничения свободы с лишением права заниматься определенной деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на срок 5 лет со штрафом 2300 рублей.
Поэтому стоит хорошенько подумать, прежде чем необдуманная поездка «с ветерком» станет для тебя роковой!
советник юстиции Н.О.Косач
т.306-22-28, Vel.683-50-53
Опасные картинки
Практически каждый из нас является счастливым обладателем мобильного телефона, а многие – и компьютера. В школе, транспорте, дома – ты всегда на связи и готов к общению. И не только к общению. Как же хочется поделиться какими-нибудь новыми картинками, фотографиями или видео, скачанными из Интернета с друзьями, одноклассниками и просто знакомыми! А теперь ответь себе на вопрос: «Как часто я задумываюсь о том, какую картинку, фотографию или видео посылаю другому лицу и будет ли мне что-нибудь за это?». Думаю, что ответ не заставит себя долго ждать. Вместе с тем, не всегда такие картинки, фотографии или видео столь безобидны, а их передача другому лицу – безнаказанна. Дети, подростки, молодежь часто хотят знать информации намного больше, чем им могут предоставить родители, школа или общедоступные Интернет-ресурсы. И их любопытство порой оказывается на грани, а иногда и за гранью дозволенного. Признайся себе, ведь хоть раз в жизни ты, тихонечко, прячась от родителей смотрел в Интернете «особые» картинки, фотографии или видео? И у тебя может даже возникала мысль, что круто бы было показать «это» своим друзьям, одноклассникам, просто знакомым? И вот ты сохраняешь эти картинки, фотографии и видео на свой мобильный телефон или любимый компьютер и… Вот тут и начинается история, у которой может и не быть счастливого конца.
История 1. Молодая девушка Екатерина дома с помощью ноутбука скачала 3 порнографических изображения и через несколько дней разместила их в сети Интернет на одном из сайтов для общего доступа.
История 2. Александр, Дмитрий и Вадим передали хранящиеся в их мобильных телефонах порнографические материалы через Bluetooth одной девушке.
История 3. Юрий скачал в Интернете видеоролик порнографического содержания и разместил его на своей странице в социальной сети «ВКонтакте», где его мог просмотреть неограниченный круг пользователей.
История 4. Александр, используя личный компьютер и сеть Интернет разместил в своей анкете в одной из социальных сетей порнографическое изображение, в результате чего оно стало доступно для просмотра и копирования другими пользователями.
История 5. Молодой человек со своего электронного ящика отправил девушке одно порнографическое изображение.
История 6. Молодой человек с использованием сети Интернет через сайт «ВКонтакте» переслал (распространил) порнографический материал на мобильный телефон другого лица.
Всех этих молодых людей объединяет одно – в отношении каждого из них было впоследствии возбуждено уголовное дело.
В Уголовном кодексе Республики Беларусь есть ст.343, которая предусматривает ответственность за изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера. Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования, либо распространение, рекламирование, трансляция или публичная демонстрация порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом (ч.1 ст.343 УК Республики Беларусь).
Те же действия, но совершенные, в том числе, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно распространение, рекламирование, трансляция или демонстрация заведомо несовершеннолетнему порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, наказываются только лишением свободы на срок от двух до четырех лет (ч.2 ст.343 УК Республики Беларусь).
Все уголовные дела, приведенные в шести историях выше возбуждены по ч.2 ст.343 УК Республики Беларусь, так как во всех случаях распространение информации осуществлялось с использованием глобальной компьютерной сети Интернет или иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, соответственно наказание за такое преступление может быть очень суровым.
Относится или нет материал или предмет к порнографическим – решит экспертная комиссия.
А что же такое хранение порнографических материалов или предметов? Ты хранишь их, когда они фактически находятся у тебя во владении, и потом ты хочешь их распространить.
А распространяешь ты их тогда, когда совершаешь действия, направленные на то, чтобы ознакомить с такой информацией неопределенный круг лиц. Распространение может выражаться в рекламировании, передаче на любых основаниях, в том числе путем показа или демонстрации кому-либо.
Все фигуранты наших историй распространяли порнографические материалы, когда передавали их друг другу, другим лицам, в том числе, друзьям и знакомым. Даже показав другу в телефоне или компьютере такой фильм или фотографию, ты рискуешь своей свободой.
Демонстрировать можно по-разному. Это и показ в виде фотографии, слайда, кино-, телекадра на экране либо с помощью другого технического устройства или любым иным способом.
Ответственность за совершение такого преступления наступает с шестнадцати лет, а за распространение, рекламирование, трансляцию или демонстрацию заведомо несовершеннолетнему порнографических материалов – с восемнадцати лет.
Но если ты не достиг 16 лет (или 18 лет при демонстрации несовершеннолетнему) – это не значит, что никакой ответственности ты не понесешь.
Если факт выявлен, то будет проводиться проверка и приниматься решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же, например, уголовное дело было возбуждено, так как сразу лицо, совершившее преступление, не было установлено, а потом оно стало известно и выяснилось, что не достигло возраста привлечения к уголовной ответственности – принимается решение о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Копия одного из таких постановлений направляется органом дознания или предварительного следствия в комиссию по делам несовершеннолетних для проведения с тобой необходимой профилактической работы. Впоследствии ты подлежишь постановке на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, и с тобой будет проводиться индивидуальная профилактическая работа. Более того, в отношении тебя даже может быть решен вопрос о направлении в специальное учебно-воспитательное учреждение (ст.14 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
И помни, что глобальная сеть Интернет является объектом пристального внимания сотрудников управлений по наркоконтролю и противодействию торговле людьми, они проводят постоянные мониторинги сетей и выявляют распространителей порнографии. Также информация о наличии в свободном доступе порнографических материалов или предметов порнографического характера, их передаче или получении может поступать от обычных граждан и даже от твоих друзей и знакомых (о чем ты можешь даже не догадываться).
Старший помощник прокурора
города Минска по правовому обеспечению,
информации и общественным связям
советник юстиции Н.О.Косач
т.306-22-28, Vel.683-50-53
Есть ли цена у бесплатной поездки?
Учащийся одного из учреждений образования на станции метро при пересечении линии контроля или контролерам в автобусе предъявил поддельную справку учащегося. Такие строчки в оперативной сводке встречаются практически ежедневно. А понимают ли молодые люди последствия своих действий, когда находят, изготавливают или приобретают где-нибудь на просторах сети Интернет такие справки, используют их? Уголовный кодекс Республики Беларусь в статье 380 красноречиво расскажет о них. Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях использования такого документа самим исполнителем или другим лицом, либо сбыт такого документа, либо изготовление поддельных штампов, печатей, бланков в тех же целях, либо их сбыт, либо использование заведомо подложного документа наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет. За совершение таких же действий, но повторно либо группой лиц по предварительному сговору наказание еще более строгое – штраф, или арест, или ограничение свободы на срок до пяти лет, или лишение свободы на срок до трех лет. Да, да. За совершение подобных действий предусмотрена не административная, а уголовная ответственность. Может санкция данной статьи, на первый взгляд, и не так страшна, но не это главное. Осуждение лица за совершенное им преступление создает правовое состояние судимости, заключающееся в возможности применения к осужденному наказания либо иных мер уголовной ответственности в соответствии с приговором суда и Уголовным кодексом Республики Беларусь. Лицо считается судимым со дня вступления в законную силу приговора суда вплоть до погашения или снятия судимости. Судимость сама по себе, даже погашенная или снятая в установленном законом порядке, может повлечь за собой ряд негативных последствий в будущем. Так, для отдельных категорий работников основанием для отказа в приеме на работу является наличие судимости, в частности, для отказа в приеме на государственную службу (подп. 1.10-1 ст. 33 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»). Ввиду особых функций, выполняемых сотрудниками органов внутренних дел, на службу не могут быть приняты граждане, совершавшие ранее преступления. На должность судьи не может быть назначено лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда, а на службу в органы прокуратуры не могут быть приняты лица, имеющие судимость или ранее совершившие умышленное преступление. Определенные вопросы могут возникнуть и в повседневной жизни. Например, отдельные государства могут отказать вам в получении шенгенской или национальной визы, даже если судимость на момент подачи документов уже будет погашена. Причиной отказа может служить присутствие так называемых записей криминального характера заявителя. А теперь давайте на конкретных примерах разберем, когда и за какие действия наступает уголовная ответственность, предусмотренная ст.380 УК Республики Беларусь.
Ситуация 1. Предъявление справки, выданной на имя иного лица, при пересечении линии контроля в метро.
Приговором суда Партизанского района г.Минска от 16.04.2015 Р. осужден по 4.1 ст.380 УК Республики Беларусь к наказанию в виде ограничения свободы на 1 год без направления в исправительное учреждение открытого типа. Р. обвинялся в том, что 19.03.2015 в 16 часов 25 минут предъявил справку №191 от 08.09.2014, выданную одной из школ города Минска на имя П. (то есть, совершенно иного лица), при пересечении линии контроля станции метро «Тракторный завод» по ул. Долгобродской, 29 в г.Минске, представляющую право на бесплатный проезд во всех видах городского и пригородного пассажирского транспорта, в действительности не являясь учащимся школы. Таким образом, Р. использовал заведомо подложный официальный документ. Справка в данном случае является официальным документом, так как предоставляет лицу определенное право, право на бесплатный проезд. Заведомо подложной она является в силу того, что предъявившее ее лицо не является тем, кому она выдана и прекрасно было осведомлено об этом. Использование заведомо подложного официального документа – предъявление его контролеру при пересечении линии контроля в метро. На момент осуждения Р. было 18 лет, он являлся учащимся одного из учреждений профессионально-технического образования, ранее судим не был. Вину в совершении преступления он признал и показал, что справку нашел незадолго до произошедшего.
Ситуация 2. Подделка справки на имя другого лица и предъявление ее при пересечении контроля в метро.
Несовершеннолетний К. 15.12.2014 около 15 часов 30 минут, находясь дома, подделал справку учащегося 10 «Б» класса одной из школ Ленинского района г.Минска на имя другого лица, предоставляющую право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта, после чего использовал данный документ, предъявив с целью бесплатного проезда сотруднику метрополитена на станции метро «Площадь Ленина». В данном случае, помимо действий, описанных в примере 1, К. совершил еще и подделку документа. Как правило, подделка осуществляется учащимися путем дописки своих данных, учинением собственноручных записей в графы справки.
Ситуация 3. Использование справки, выданной на свое имя, но не действительной на дату предъявления.
Ю. использовал заведомо подложный документ – справку учащегося 9 «Б» класса одного из учреждений образования Октябрьского района г.Минска, предъявив ее 27.02.2015 работнику КУП «Минский метрополитен». В данном случае Ю. использовал справку, выданную на свое имя. Но на момент ее предъявления, он уже не являлся учащимся школы. Уголовная ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст.380 УК Республики Беларусь наступает с 16 лет. Но иногда такие действия совершаются и несовершеннолетними, не достигшими этого возраста. Необходимо знать, что для таких несовершеннолетних все не закончится просто и без последствий. В зависимости от стадии, на которой обнаружится, что несовершеннолетний не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, выносится решение об отказе в возбуждении уголовного дела (если проводилась проверка, но уголовное дело еще не было возбуждено) или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность (после возбуждения уголовного дела). Копия такого постановления направляется органом дознания или предварительного следствия в комиссию по делам несовершеннолетних для проведения необходимой профилактической работы с несовершеннолетним. Впоследствии он подлежит постановке на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, и с ним будет проводиться индивидуальная профилактическая работа. Более того, в отношении него даже может быть решен вопрос о направлении в специальное учебно-воспитательное учреждение (ст. 14 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Таким образом, цена у бесплатной поездки все-таки есть и она очень высока, так как связана с испорченной репутацией и нередко сломанной судьбой. Необходимо помнить все это, когда захочется сделать неверный шаг.
Справочно: в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.02.2011 №202 «О некоторых вопросах проезда обучающихся» (далее – постановление), правом на бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования регулярного городского сообщения, городском электрическом транспорте и в метрополитене от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно в период с 1 сентября по 30 июня наделены учащиеся, получающие общее среднее и специальное образование. Данное право реализуется на основании справки о том, что гражданин является обучающимся или воспитанником учреждения образования с указанием места жительства (места пребывания) и места учебы, а также уровня получаемого образования или вида осваиваемой образовательной программы. Руководители государственных учреждений могут оказывать нуждающимся учащимся и студентам, получающим профессионально- техническое, среднее специальное и высшее образование в дневной форме получения образования, материальную помощь для оплаты проезда на автомобильном транспорте общего пользования регулярного городского сообщения, городском электрическом транспорте и в метрополитене (далее – материальная помощь). Материальная помощь оказывается по заявлению учащегося или студента на основании ходатайства постоянно действующей комиссии по оказанию материальной помощи на проезд, создаваемой в учреждении образования в установленном порядке. Областным, Минскому городскому и районным Советам депутатов в пределах своей компетенции рекомендовано принимать дополнительные меры по поддержке учащихся, получающих общее среднее и специальное образование, при проезде железнодорожным транспортом общего пользования в поездах региональных линий экономкласса, на автомобильном транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно в период с 1 сентября по 30 июня, а также при проезде на автомобильном транспорте общего пользования регулярного городского и пригородного сообщения, городском электрическом транспорте, железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий экономкласса и в метрополитене в иных случаях (п.2 Постановления).