Закон и порядок

Безопасная прогулка

Рано или поздно у каждого подростка наступает время, когда ему хочется днями и ночами бродить по улицам города, проводить время с друзьями и просто наслаждаться свободой.

Но, оказывается, у каждой свободы до наступления определенного возраста тоже есть свои пределы.

В нашем государстве большое внимание уделяется вопросам безопасности, в том числе безопасности нахождения детей на улицах.

Запретов и ограничений не так много, но если они установлены, то определенно нужны и важны в первую очередь для защиты нас самих и не нужно относиться к ним негативно.

Правила, по которым мы живем, часто написаны очень высокой ценой чьих-то ошибок….

В законодательстве не зря появилась и действует норма, согласно которой несовершеннолетние в возрасте до 16 лет не могут находиться вне жилища без сопровождения взрослых в период с 23 до 6 часов.

Такие нормы действуют не только у нас в Республике Беларусь, но и во многих странах Европы и Америке.

В первую очередь, это направлено на защиту твоих прав, так как на улице в это «запрещенное» время ты можешь стать жертвой преступлений или правонарушений, попасть в другую небезопасную для себя ситуацию. Неблагонадежные лица  могут вовлечь тебя в совершение преступлений или правонарушений.

В силу незрелости психики, дети легко поддаются чужому влиянию, и это часто проявляется на практике.

Ответственность за ребенка несут его родители. В некоторых случаях – опекуны и попечители.

Поэтому именно эти люди должны сопровождать тебя до 16 лет вне жилища в «запрещенное» время. Если у них это сделать не получается, то тогда они должны обеспечить твое сопровождение другим совершеннолетним лицом. Но это лицо не просто должно выйти с тобой из дома, оно должно находиться рядом во время всего твоего пребывания вне дома, куда бы ты не решил направиться.

Недаром все это прописано в Законе Республики Беларусь «О правах ребенка» именно в статье, в которой говориться об ответственности семьи за ребенка.

Да, да. У членов семьи есть не только права, но и обязанности и даже ответственность за их неисполнение.

Если ты все-таки пошел на улицу после 23.00 и до 6.00 один, то твоим родителям придется нести за это административную ответственность.

Ты не ослышался. Тебе за это ничего не будет, но вот твои родители попадут в крайне неловкую ситуацию и даже могут быть наказаны материально.

Согласно ч.1 ст.17.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

А если такие действия совершены повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – то тогда на родителей может быть наложен штраф в размере от двух до пяти базовых величин (ч.2 ст.17.13 КоАП).

Например, Б.,1977 года рождения, был привлечен комиссией по делам несовершеннолетних к административной ответственности по ч.2 ст.17.13 КоАП Республики Беларусь в виде штрафа за то, что повторно не выполнил обязанности по сопровождению своего сына, который не достиг 16 лет. Несовершеннолетний был задержан сотрудниками милиции на улице в 23 часа 50 минут.

А что же будет с тобой, если сотрудники милиции обнаружат тебя вне дома с 23.00 и до 6.00?

Существует целый порядок действий в таких ситуациях.

После обнаружения, тебя передадут родителям или по их поручению другому совершеннолетнему лицу.

До этого сотрудник милиции установит твои фамилию, имя, отчество, число, месяц, год рождения и фамилию, имя, отчество, место жительства родителей.

Если вдруг местонахождение родителей не установлено, или они будут находиться в месте, не позволяющем передать тебя им, они не дали поручения о передаче тебя другому совершеннолетнему лицу, – ты будешь доставлен в социально-педагогический центр по месту обнаружения или месту жительства.

При передаче родителям составляется 3 экземпляра акта, один из которых в течение трех рабочих дней направляется в комиссию по делам несовершеннолетних, которая может потом проводить с тобой профилактическую работу и даже применять меры воздействия за такое поведение.

Скоро пора каникул! Надеемся, прочитав это, ты найдешь для себя много полезного и осознаешь, что лучше гулять безопасно для себя и для своих родителей, которые за тебя в ответе.

 

 

Старший помощник прокурора г.Минска

по правовому обеспечению, информации и

общественным связям

советник юстиции                                                                             Н.О.Косач

Правила проведения досмотра вещей работниками военизированной охраны и охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны

В повседневной жизни многие граждане сталкиваются с проведением досмотра личных вещей, например, в магазинах, на дискотеках, в учреждениях образования и на других объектах. Поговорим о правомерности и правилах проведения досмотра вещей.
Перечень организаций, в которых допускается досмотр вещей, работниками охраны утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 25.10.2007 года № 534. 
Организациями, где чаще всего подвергаются досмотру личные вещи граждан, являются:
– организации, которые на постоянной основе организуют проведение дискотек, работу культурно-развлекательных (ночных) клубов и имеют подразделения охраны (на объектах, принадлежащих этим юридическим лицам);
– торговые организации, имеющие подразделения охраны;
– учреждения образования, имеющие подразделения охраны.
Вышеуказанные организации вправе осуществлять досмотр вещей только при наличии у них специального разрешения (лицензии) на охранную деятельность, а в случаях, предусмотренных иными законодательными актами, без специальных разрешений (лицензий) на эту деятельность.
Правила проведения досмотра вещей работниками военизированной охраны и охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны, утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.2007 года № 601.
Действие указанных выше Правил не распространяется на предполетный досмотр, личный досмотр и иные процедуры контроля, осуществляемые в целях обеспечения авиационной безопасности в соответствии с актами законодательства.
Досмотр вещей – мероприятие по обеспечению защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств, состоящее в предъявлении физическим лицом вручную переносимых (перевозимых) им вещей для визуального и ручного контактного их обследования работником охраны в целях разрешения вноса (выноса), ввоза (вывоза) этих вещей на охраняемый объект (с охраняемого объекта).
К вещам, подлежащим досмотру, относятся папки, портфели, сумки, чемоданы, полиэтиленовые пакеты, инвалидные коляски, детские коляски, чехлы, тележки, контейнеры и другие вещи, вручную переносимые (перевозимые) физическими лицами.
Досмотр вещей проводится на территории объектов, охраняемых:
– военизированной охраной – работниками военизированной охраны в пределах их компетенции;
– организациями, включенными в перечень организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны, в которых допускаются личный досмотр, досмотр вещей и документов, транспортных средств работниками охраны этих организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь, – работниками охраны данных организаций в пределах их компетенции.
Досмотр не проводится:
– в отношении лиц, которые в соответствии с международными договорами пользуются дипломатическим иммунитетом или согласно законодательным актам обладают неприкосновенностью;
– работниками организаций, не уполномоченных в соответствии с актами законодательства на проведение досмотра;
– работниками организаций, не имеющих специальных разрешений (лицензий) на охранную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих данную деятельность без специальных разрешений (лицензий) в соответствии с законодательными актами;
– на принадлежащих организациям охраняемых объектов, для которых локальными нормативными правовыми актами этих организаций не установлен пропускной и (или) внутриобъектовый режим;
– в отношении несовершеннолетнего или недееспособного физического лица в отсутствие его законных представителей (родители, усыновители, опекуны, попечители и другие лица).
Работники охраны перед проведением досмотра вещей, обязаны:
– доставить владельца и подлежащие досмотру вещи в присутствии понятых в помещение для досмотра;
– указать владельцу конкретный случай, послуживший основанием для производства досмотра вещей;
– разъяснить владельцу его права и обязанности, применительно к досмотру вещей;
– проверить документы, удостоверяющие личность владельца;
– предложить владельцу добровольно выдать вещи;
– осмотреть помещение для досмотра;
– закрыть окна и двери в смежные помещения;
– убрать предметы, которые могут быть использованы как средства для нападения.
Работники охраны, проводящие досмотр вещей, обязаны:
– произвести визуальное и ручное контактное обследование досматриваемых вещей без их повреждения и нарушения целостности;
– принять меры, исключающие возможность со стороны владельца незаметно отложить, спрятать (выбросить) вещи;
– обращаться с досматриваемыми вещами бережно и аккуратно;
– исключить доступ в помещение для досмотра лиц, не участвующих в досмотре вещей, и возможность наблюдения за его производством.
Досмотр проводится в пределах, необходимых для обнаружения работниками охраны вещей:
– являющихся орудием или непосредственным объектом противоправных посягательств, а также соответствующих документов;
– запрещенных к вносу (выносу) на охраняемый объект в случаях, предусмотренных актами законодательства (о пожарной безопасности и иными) и требованиями пропускного и внутриобъектового режимов (указанные вещи могут быть приняты работниками охраны на временное хранение в соответствии с требованиями пропускного и (или) внутриобъектового режимов для обеспечения пропуска лица на охраняемый объект).
В случае обнаружения работниками охраны вещей, указанных выше работником охраны незамедлительно приглашаются понятые и дальнейший досмотр вещей производится только в присутствии понятых с обязательным составлением протокола досмотра вещей.
Гражданин, считающий, что действия (бездействие) работников охраны при проведении досмотра повлекли ущемление его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) руководителю организации, с которой данные работники состоят в трудовых отношениях, и (или) в суд.

Лицензионно-контрольная группа штаба Партизанского (г.Минска) отдела Департамента охраны МВД Республики Беларусь

Пить или не пить, вот в чем вопрос…

О влиянии алкоголя на организм человека сказано и написано много. Краше всяких слов данную проблему иллюстрируют асоциальные элементы общества, зачастую бесцельно слоняющиеся по городу и выживающие в их новой жизни, всецело наполненной алкоголем.
Но разговор о пагубном влиянии алкоголя (алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива) на организм человека, тем более на неокрепший организм подростков и молодежи, мы оставим для специалистов – медицинских работников, а в данной статье особое внимание обратим на те юридические и определенные жизненные обстоятельства, с которыми сталкивается человек, решивший «подружиться» с алкогольной продукцией.
Так, за 9 месяцев 2017 года окончено предварительное расследование 1 886 преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения в городе Минске, всего по Республике Беларусь – 12 023 преступлений, а административные правонарушения, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, измеряются сотнями тысяч. Есть о чем задуматься, не правда ли?!
Чаще всего молодежь совершает административные правонарушения, предусмотренные статьями 17.1 (мелкое хулиганство) и 17.3 (распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), зачастую – даже не задумываясь о том, что нарушают закон.
Ведь не многие знают, что распитие пива, различных напитков на основе пива и алкоголя (слабоалкогольные напитки) в общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.3 КоАП (распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения).
А что же такое общественные места, не предназначенные для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива?
Общественными местами, где употребление алкоголя запрещено, являются улицы, дворы, парки, стадионы, пляжи, общественный транспорт и иные общественные места.
Так что же это получается, что выпить вечером пива на лавочке с друзьями у дома, охлаждаться все тем же пивом на пляже, болеть на стадионе за любимую команду с бутылочкой чего-нибудь алкогольного незаконно?
Совершенно верно! Такие действия образуют состав административного правонарушения и влекут за собой наложение административного взыскания.
Административная ответственность в данном случае наступает с 16 лет.
Впервые совершивший такие противоправные действия гражданин может быть привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 17.3 КоАП в виде штрафа в размере до восьми базовых величин, а лицо, совершившее данное деяние повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, может быть привлечено к ответственности по части 3 статьи 17.3 КоАП в виде штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административного ареста (справочно: по состоянию на 01.10.2017 одна базовая величина составляет 23 рубля).
Но помни! Если тебе нет 14 лет, а ты совершил противоправные действия, – это не значит, что тебе ничего не будет.
Совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения, но не достигшего ко времени совершения такого деяний возраста, с которого наступает административная ответственность, является поводом для проведения с ним индивидуальной профилактической работы.
Продолжая все ту же тему пагубного влияния алкоголя, причем с юридической точки зрения, следует обратить внимание еще на одно правонарушение, о котором ни молодежь, ни люди возраста постарше сильно не задумываются. Ведь наказуемым является также действие, изложенное в законе как вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение (статья 17.4 КоАП).
Каким же способом совершается такое вовлечение?
Законодатель дает четкий ответ на данный вопрос.
Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение, совершенное путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, наказывается штрафом в размере от десяти до тридцати базовых величин (данная сумма на сегодняшний день составит от 230 до 690 рублей). Обратите внимание, что за пределами закона находится приобретение для несовершеннолетних указанных вещей, в том числе пива, а также иные активные действия (предложения, уговоры, обещания, угрозы и т.д.), вызывающие желание употребления спиртных напитков, одурманивающих веществ.
Стоит ли напоминать, что под воздействием алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива люди зачастую не отдают отчет своим действиям, противопоставляют себя обществу, агрессивное состояние выливается в порчу чужого имущества, причинение материального ущерба и, как следствие, значительные материальные траты виновного лица на его возмещение. Слабое ориентирование в пространстве и практически отсутствующая координация приводят к несчастным случаям (падениям с высоты, травмированию и др.) и необратимым последствиям.
В молодом возрасте стоит задуматься, что каждая выпитая рюмочка, каждая баночка пива отразится на вашем здоровье, а совершенные противоправные действия найдут отражение в вашей биографии, которая всю жизнь будет рассказывать о ваших победах и поражениях больше, чем вы сами.

Помощник прокурора города Минска по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи
Е.С.Нагорная

 

Ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ,
их прекурсоров и аналогов предусмотрена УК Республики Беларусь
и КоАП Республики Беларусь.

Выдержка из УК Республики Беларусь:

Статья 327.
Хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.
Статья 328. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.

Согласно данной статьи незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей, лечебно-трудовом профилактории, в месте проведения массового мероприятия либо заведомо несовершеннолетнему наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Статья 328-1. Незаконное перемещение через Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов.
Статья 328-2. Потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или нахождение на работе в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.
Статья 329. Посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений или грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
Статья 330. Нарушение правил обращения с наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами и аналогами.
Статья 331. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
Статья 332. Предоставление помещений, организация либо содержание притонов для изготовления, переработки и (или) потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или других одурманивающих веществ.

Разъяснение понятий и терминов согласно закону Республики Беларусь
от 13 июля 2012 г. № 408-З «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах».


Наркомания – заболевание, обусловленное психической и (или) физической зависимостью от наркотических средств, психотропных веществ, аналогов;
Наркотические средства, психотропные вещества – вещества природного или синтетического происхождения, включенные в Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь (далее Республиканский перечень).
Аналоги наркотических средств, психотропных веществ (далее – аналоги) – химические вещества, не включенные в Республиканский перечень.
Прекурсоры наркотических средств, психотропных веществ (далее – прекурсоры) – химические вещества, включенные в Республиканский перечень, используемые при изготовлении, производстве и переработке наркотических средств, психотропных веществ.
Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, аналогов – оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, аналогов, осуществляемый в нарушение требований настоящего Закона и иных актов законодательства.

Отдел по незаконному обороту наркотиков и противодействию торговли людьми Первомайского РУВД г. Минска, т. 8017 280-05-58, 8017 281-73-91, 8017 285-73-57. г. Минск, ул. Белинского, 10.
 

Последствия потребления наркотических средств.

Безопасных и безобидных наркотиков нет. Баловство «травкой» приводит к употреблению более тяжёлых наркотических веществ.
• Получив передозировку наркотическими препаратами, человек умирает или становится инвалидом до конца жизни.
• Риск заразиться ВИЧ инфекцией, вирусным гепатитом и другими заболеваниями, передающимися с кровью заражённого очень высок! Около 90% людей ВИЧ – инфицированных – наркоманы!
• В состоянии наркотического опьянения человек, даже неосознанно, наносит вред себе самому и окружающим людям.
• Любые действия, связанные с наркотиками – хранение, купля-продажа, перевоз, передача другим лицам, – уголовно наказуемы!

Организации, осуществляющие реабилитационные программы в отношении потребляющих наркотические средства, имеющих наркотическую и алкогольную зависимость.

ГУ «Республиканский научно-практический центр психического здоровья», г. Минск, Долгиновский тракт, 162, т. 8017 289-80-48, 8019 289-81-09.

УЗ «Минский областной клинический центр «Психиатрия-Наркология», г. Минск, ул. П. Бровки, 7, т. 8017 331-84-96.

УЗ «Городской клинический наркологический диспансер», г. Минск, ул. Гастелло, 16, т. 8017 203-56-98, 8017 237-37-01.

Реабилитационный цент «Радуга», г. Минск, ул. Чигладзе, 22, т. 8017 250-90-62.